Онлайн

История одного шедевра: сокровище Лувра – знаменитая «Дама в меховой накидке» 100 лет хранила свою тайну

2020-01-18 21:12 , История Одного Шедевра, 1607

История одного шедевра: сокровище Лувра – знаменитая «Дама в меховой накидке» 100 лет хранила свою тайну

Более 100 лет эта картина скрывала тайну истинного автора полотна. Кто же написал ошеломляющую картину из Лувра, стоимостью 26 миллионов долларов? Спустя сто лет искусствоведы наконец нашли истинного автора, а вот вторая тайна картины – личность модели – остается до сих пор неизвестной.

Первая загадка картины

«Дама в меховой накидке» - это картина маслом, датированная 1577-1579 годами. Сейчас хранится в Доме-музее Поллока в Глазго. Картина была приобретена сэром Уильямом Стерлингом Максвеллом в 1853 году и является частью коллекции испанских работ, которая вместе с Домом Поллока была подарена городу Глазго в 1967 году его внучкой Энн Максвелл Макдональд.

Личность героини доселе неизвестна. Однако, есть предположения, что это Софонисба Ангвиссола — итальянская художница, первая известная художница эпохи Ренессанса.

Софонисба Ангвиссола. Автопортрет

Другие искусствоведы считают, что ценность меха и украшения с драгоценными камнями являются доказательством королевского происхождения героини. Возможно, это кто-то из королевской семьи Луи Филиппа (так как Алонсо Санчес Коэльо был ведущим портретистом при его дворе).

Алонсо Санчес Коэльо, «Дама в меховой накидке» (ок. 1579).

Таинственная героиня смотрит прямо на зрителя. У нее черные миндалевидные глубокие глаза, которые обрамлены яркими угольными бровями. Поза девушки написана в 3/4. Она отличается аристократической бледнотой, алыми губами и румяными щеками. Дополнительную выразительность ее внешности добавляют тонкие длинные пальцы с двумя кольцами (подсказка к ее замужнему статусу). Героиня одета в бежевую меховую накидку (отсюда название), а голову покрывает легкий платок в тон накидке. Мех, вполне возможно, принадлежит горностаю или рыси. Из-под платка выглядывают черные кудри. Смутно заметно ожерелье, которое героиня носит под одеждой. Ярко-черные волосы, глаза и брови придают внешности дамы восточный колорит.

Алонсо Санчес Коэльо, «Дама в меховой накидке». Фрагмент

Авторство полотна

Картина не была подписана автором, но долгое время считалась работой мастера XVI века Эль Греко. Новые исследования и более тщательный анализ шедевра позволили экспертам лучше понять стиль Эль Греко и других художников, работающих в то время. Технический анализ, проведенный Национальным музеем Прадо в Мадриде, Университетом Глазго и музеями Глазго, доказал, что автором является все же не эль Греко.

Эль Греко. Портрет старика (предположительно – автопортрет)

Доктор Марк Рихтер, который организовал исследование, подтвердил: технический анализ поверхности окраски и исследование микроскопических образцов показали, что состав краски на картине отличается от других работ Эль Греко. Специалисты также использовали инфракрасную рефлектографию, чтобы обнаружить любые предварительные эскизы или рисунки художника, которые часто скрыты залегающими слоями краски. Они также провели рентгенографию, чтобы предоставить информацию об используемых материалах и методах, а также о стиле художников. Эксперты обнаружили, что первый слой полотна был светло-серым, а работы Эль Греко были загрунтованы слоем коричневато-красного цвета. Кроме того, качество первоначальных рисунков Эль Греко радикально отличается от исследуемой картины. Все свидетельства указывают на то, что материалы и методы, использованные при создании картины, соответствуют XVI веку Испании. С помощью современного оборудования были проанализированы 5 возможных авторов-художников и по результатам экспертиз было выяснено, что автором «Дамы в меховой накидке» является один из лучших европейских портретистов XVI века Алонсо Санчес Коэльо (1531 — 1588).

Предполагаемый автопортрет Алонсо Санчеса Коэльо (ок. 1570)

Кем был Алонсо Санчес Коэльо?

Санчес Коэльо – фундаментальная фигура в истории испанской живописи. Художник работал преимущественно с королевскими портретами. Его стиль сочетает в себе объективность фламандской традиции и чувственность венецианской живописи. Алонсо был главным портретистом при дворе Филиппа II в Испании, и в то время им восхищались даже значительно больше, чем Эль Греко. Картины Коэльо отмечены легкостью поз и исполнения, достоинством и строгостью представления. Хотя эти портреты и были выполнены под влиянием картин Тициана, они демонстрируют оригинальный талант и превосходно отражают скромность и формальность испанского двора. Санчес Коэльо также создал трогательную серию портретов детей Филиппа II.

Алонсо Санчес Коэльо. Инфанты Изабелла Клара Евгения и Катарина Михаела

Чрезвычайная деликатность детского портрета смягчает строгий этикет и придворный стиль. Санчес Коэльо привнес отличительные новшества в стилистику придворного портрета, особенно острое чувство цвета, четкость исполнения и повышенный реализм.

«Дама в меховой накидке» очаровывает зрителей с тех пор, как она была выставлена в Лувре в 1838 году. Хоть и с начала XX века она представляла собой головоломку, теперь, наконец, картина восстановила свою международную репутацию, которую заслуживает Алонсо Санчес Коэльо.

В публикации использованы материалы издания kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть