Судьба армянских храмов в Тбилиси. Минутка Истории. Часть 1 - RadioVan.fm

Онлайн

Судьба армянских храмов в Тбилиси. Минутка Истории. Часть 1  

2020-01-10 22:06 , Минутка истории, 2773

Судьба армянских храмов в Тбилиси. Минутка Истории. Часть 1

Церковь Святого Карапета (Тбилиси)

Церковь Святого Карапета — изначально армянская апостольская, а в 1995 году переделанная в грузинскую православную, церковь между районами Чугурети и Авлабари в Тбилиси, Грузия.

Дата основания церкви точно не ясна, из-за взаимоисключающих друг друга исторических фактов, известных на сегодня. По данным Нерсеса Аштаракеци церковь основана в 1705 г. Багдасаром Исаак Камазовым и позднее отреставрирована обществом. По другим данным церковь была построена Казазовым в 1400 году и отреставрирована в 1790. Возможно, что Казазов и Камазов это один и тот же человек, но диапазон дат очень большой, чтобы делать выводы.

Церковь была украшена декоративными дверями в лучших традициях армянского искусства, но двери были сняты в 1995 г. Церковь в Советское время не действовала. Позднее церковь была освящена в грузинскую, передана Грузинской церкви и сегодня действует в таком статусе.

Ванкский собор (Тбилиси)

Ванкский собор — собор Армянской апостольской церкви, ныне утраченный. Располагался в городе Тбилиси, на месте современного здания средней школы № 104 (улица Георгия Атонели, д. 3).

Считался самым древним армянским храмом города (построен около 1720 года, при патриархе Аствацатуре (1715—1725), на развалинах существовавшей здесь с конца XVI века церкви). Служил кафедрою для архиепископа всех армян Грузии.

Описан французским путешественником Шарденом, посетившим Тифлис в 1672 году. По сообщаемой им легенде строительство собора — заслуга некого турецкого паши, бежавшего с родины и принявшего христианство. Согласно надписям, на стене храма в 1750 и 1788 годах храм ремонтировался. Восстановление собора потребовалось и после погрома города армадой Ага Магомет-хана в 1795 году.

У собора были похоронены многие выдающиеся деятели армянской, грузинской и российской истории: граф Михаил Лорис-Меликов, архиепископы Гавриил Айвазовский (брат известного художника Ивана Айвазовского, Есаи Аствацатурян и Гарегин Сатунян, епископ Хорен Степанян, нефтепромышленник и меценат Александр Манташев, а также герои русско-турецкой войны 1877—1878 гг. генералы Арзас (Аршак) Тер-Гукасов, Иван Давыдович Лазарев, Бебут Шелковников и многие другие.

Церковь Карапи Святого Георгия (Клдисубани)

Церковь Карапи Святого Георгия— церковь в одном из старейших районов Тбилиси, Клдисубани. До 1991 года принадлежала Армянской Апостольской церкви, а с 1991 передана Грузинской Православной. С северо-восточной стороны к церкви от улицы Гоми поднимается каменная лестница.

Церковь Святого Георгия в Клдисубани была построена на скалистом косогоре, где до её постройки находился построенный в 1600 году собор. Современное здание было построено на средства Петроса Зохрабяна и его супруги Лалиты.

А в XIX веке храм капитально отремонтировали, также построив колокольню и купол. На эту реставрацию указывают встроенные в камень слои кирпича. В этот же период на фасадах храма были выложены кирпичом крест и строй ромбов.

В 1735 году, на карте царевича Вахушти, у западной части церкви, возле входа указана колокольня.

В начале XX века к северному фасаду церкви незаконно были пристроены жилые помещения, а в советское время здание церкви заняли кукольная и лакировочная мастерская, позже в церкви расположилась голубятня.

С 1991 года собор Святого Георгия принадлежит Грузинской православной церкви.

Церковь Норашен (Тбилиси)

Церковь Благовещения Богородицы— армянская церковь расположена на улице Леселидзе в историческом районе Старый город. Справа от неё находится Грузинская православная церковь Сиони; несколькими метрами дальше по улице — синагога.

Представляет тип купольной базилики с фасадами из декоративных арок. Над западным фасадом — ажурная ротонда колокольни. Интерьер церкви украшен фресками художников Овнатанянов. Двор церкви служит усыпальницей для Лиды Тамашян, Катаринэ Придонян и нескольких человек из рода Варданян.

Церковь была основана в 1467 году неким Садатом, армянином по национальности, который построил её в память об отце, супруге и детях. В 1650 году армянский князь Ходжа Назар отреставрировал и достроил церковь. Известно, что купол церкви был сделан армянским мастером Петросом. Затем церковь ещё несколько раз реставрировали: в 1795 г. по приказу князя Бебутова, 1808 г. — с разрешения католикоса Нерсеса и 1875 г.

Минас Медиц в описи тбилисских армянских церквей (1824—1830) Норашен не упоминает (журн. «ARS», 1918, N 2-3, стр. 109).

В 1924—1925 гг. церковь пытались снести из-за строительства новой улицы «Армянский базар» (ныне улица Коте Абхази), но этого не случилось.

В 1934 году помещение церкви предоставили Театральному музею. Комиссия под руководством А. Пагавы и И. Ениколопова требовала убрать из церкви всё церковное (росписи, украшения), произвести ряд перестроек.

В период с 1937—1990-х годов церковь была закрыта, как и многие другие религиозные заведения СССР. В помещении церкви было устроено книгохранилище.

В 1989 году, когда церквям стали повсеместно возвращать их статус, армяне обратились в исполком Кировского района, на территории которого расположен этот храм, с просьбой разрешить проводить в нём богослужение. Им отказали, сказав, что решение должно быть принято Министерством культуры. О том, что церковь эта изначально была армянской, свидетельствует и многочисленная эпиграфика: основана в 1507 году неким Садатом, который построил её в память об отце, супруге и детях.

В 1989 году под влиянием грузинского националиста Звиада Гамсахурдии церковь была интенсифицирована. Церковь пытались превратить в грузинскую православную. Наиболее острый момент наступил в 1994 году, года стало известно, что изъяты все армянские книги из архива церкви. Всё шло к тому, что церковь была бы разрушена, как и другая армянская церковь в Тбилиси Сурб Аветаран (другое название — шамкореци, Шамхорская, являвшейся самой высокой армянской церковью Грузии — её высота достигала 40 метров), которая была взорвана 13 апреля 1989 года. Грузинские власти опровергают эту информацию и считают, что монастырь был разрушен по причине землетрясения, произошедшего в городе за день до этих событий.

8 февраля, 1995 года, настенные надписи мастера Петроса, повествовавшие о реконструкции купола в 1650 году, были уничтожены. Другие армянские надписи, два хачкара и две великолепные фрески XIX века, сделанные представителями школы Овнатанянов, также были повреждены, затем уничтожены.

15 февраля 1995 года церковь была освящена как грузинская православная церковь. Спустя месяц архиепископы Гарегин и Григор приехали в Тбилиси и встретились с грузинским патриархом Илиёй II, после чего было решено приостановить любые действия до наступления лучших времен. Церковь была закрыта.

В 2006 году, после очевидной попытки фальсификации исторических фактов, осуществленной со стороны грузинского духовенства, вновь возросло напряжение вокруг армянской церкви Норашен. В начале года на территории армянской церкви неожиданно появились грузинские надгробные камни. Поскольку грузинские камни были привезены в Тбилиси с неизвестных могил, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви, подверглись актам вандализма — с них были стерты армянские надписи. Этот инцидент во многом объясняется

желанием любыми способами «доказать», что церковь Норашен фактически является грузинской православной.

Девичий монастырь

Девичий монастырь), также Монастырь Святого Степана или Монастырь Кусаноц — бывший армянский, затем в ведении грузинской патриархии, монастырь в Тбилиси.

В настоящее время используется название Квемо Бетлеми (Нижняя Вифлеемская церковь. К храму от улицы Асатиани ведёт подъём и лестница Бетлеми.

Инициатором основания монастыря является Мелик-Ашхарбек, чей отец Аслан (Ходжи) Бебудян, переселился в Тифлис из Персии в XVII веке. Территория монастыря находилась недалеко от дома Бебудянов (иногда по их фамилии именовался и целый квартал).

Мелик-Ашхару не удалось осуществить строительство, так как он погиб в 1724 году в битве с турками. Его сын, участник индийского похода Надир-шаха, Мелик-ага решил докончить дело отца, он выступил строителем и ктитором монастыря. Мелик-ага пригласил двух монахинь из Церкви Святой Екатерины в Новой Джуге. Строительство первого здания было окончено в 1727 году.

Поначалу была возведена лишь часовня. При игуменье Гаяне Бебудян (1840—1875) она была перестроена, о чём и свидетельствуют имеющиеся здесь надписи. Из всего этого можно сделать вывод, что все сведения относятся к первоначальной часовне, построенной тавадом Ашхарабеком Бебудовым в 1917 году. В эпиграфии Ефросине Абамеликян, скончавшейся в 1911 году, сказано, что построенная в 1727 году церковь Святого Стефана была отреставрирована в 1868 и 1910 годах.

С 1988 года находится в юрисдикции Грузинской Православной церкви. В 1991—1997 годах интерьер церкви расписан художниками Д. Хидашели и М. Чакветадзе.

Согласно специалистам Нил Хауэру и Брэдли Джардину, существует заинтересованность в уничтожении любых свидетельств присутствия армян в Тбилиси. Как отмечает "Human Rights Education and Monitoring Center" и "Институт толерантности и разнообразия", в Тбилиси существует семь исторических армянских церквей, которыми желает завладеть грузинская православная церковь. Последняя уже завладела почти всеми католическими храмами на территории Грузии, а также объявила грузинской церковью мечеть в селе Мох.

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть