Причуды гения легко инсценировать, особенно если сам догадываешься, что до гения тебе далеко: Айзек Азимов – фантаст, умело заглядывавший в будущее - RadioVan.fm

Онлайн

Причуды гения легко инсценировать, особенно если сам догадываешься, что до гения тебе далеко: Айзек Азимов – фантаст, умело заглядывавший в будущее

2020-01-08 22:08 , КнигоМан, 4137

Причуды гения легко инсценировать, особенно если сам догадываешься, что до гения тебе далеко: Айзек Азимов – фантаст, умело заглядывавший в будущее

Айзек Азимов наряду с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном входит в «большую тройку» великих фантастов X века. Книги Азимова предвосхитили развитие робототехники и популяризовало сам термин «робот», фантаст умело заглядывал в будущее и задавался важными вопросами, которые остаются актуальными до сих пор.

Жизнь Айзека Азимова была столь богатой на события и достижения, что охватить ее целиком можно разве что в скрупулезной работе на сотни страниц. Писатель уверял, что истинная роль научной фантастики — в объединении человечества, в искоренении ненависти между людьми. Именно поэтому его книги несли столько разумного, доброго и вечного. Например, в цикле о «Лакки Старре» фантаст рассказывал об увлекательных космических приключениях, но в то же время наполнял истории научными фактами и концепциями. В своих научно-популярных книгах он часто развенчивал псевдонауку и суеверия. Фантаст завоевал все основные престижные премии в области научной фантастики, в его честь была даже названа планета. А в своих многочисленных историях Азимов предвосхитил многие научные идеи и внес огромный вклад в развитие фантастики.

Айзек Азимов родился 2 января 1920 года в селе Петровичи Смоленской области России, хотя освоить русский язык ему так и не довелось — его родители вскоре покинули страну и на русском языке с будущим фантастом никто не разговаривал. В 1923 году семья переехала в США, город Бруклин, где открыла кондитерский магазин.

Мать Азимова очень хотела, чтобы сын пошел в школу на год раньше, ради чего исправила его дату рождения на 7 сентября 1919 года. К третьему классу Айзек уже был постоянным посетителем библиотеки. В свободное от чтения и учебы время он помогал родителям в кондитерской. Позже, вспоминая о своем детстве, писатель говорил, что работал «по десять часов семь дней в неделю». Стоя за прилавком, он то и дело читал очередную книжку, за что отец сильно ругал сына — причем особое недовольство у него вызывала фантастика, которую Азимов-старший считал недостойным жанром.

Айзек Азимов в молодости

Первое произведение Айзек Азимов попробовал написать в одиннадцать лет, но после восьмой главы забросил книгу, однако уже тогда задумался о том, чтобы связать жизнь с литературой, хотя сначала избрал немного иной путь. После окончания средней школы писатель пытался поступить в престижный колледж Колумбийского Университета, не прошел собеседование, но все-таки смог поступить туда через год — на факультет… химии.

Дебютной публикацией Айзека Азимова стал рассказ «Затерянные у Весты», вышедший в журнале Amazing Stories в 1939 году. Это был не первый рассказ, отправленный в журнал, главным редактором которого был Джон Кэмпбелл — после первых отвергнутых рукописей редактор давал Азимову ценные рекомендации. «Затерянные у Весты» не принес писателю особой известности, но зато следующее короткое произведение под названием «Приход ночи», опубликованное в 1941-м, произвело фурор в среде поклонников фантастического жанра. Это был рассказ о планете, ночь на которой приходит один раз в 2049 лет. В 1968 году рассказ даже назовут лучшим из когда-либо опубликованных в этом жанре. «Приход ночи» впоследствии будет неоднократно включен в многочисленные антологии и сборники, а также переживет две попытки экранизации (к сожалению, неудачных). Сам писатель позже назовет этот рассказ «водоразделом» в литературной карьере. (Интересно, что при этом «Приход ночи» не стал любимым рассказом Азимова в собственном творчестве).

Самыми известными произведениями Азимова стали циклы «Академия» («Основание») и «Приключения робота Норби», роман «Конец Вечности», повесть «Двухсотлетний человек» и сборник рассказов «Я, робот».

Что касается научной деятельности, то в 1939 году Айзек Азимов получил степень бакалавра, а спустя два года — магистра по биохимии. В 1942—1945 годах фантаст работал химиком на военно-морской верфи в Филадельфии, после чего еще два года прослужил в армии. В 1948 году Азимов окончил аспирантуру и устроился преподавателем в Бостонский Университет. В 1979 году он получил степень профессора. Несмотря на успехи в литературе, Азимов не забрасывал научную деятельность и на протяжении большей части жизни совмещал ее с творчеством. Кроме того, Азимов писал научно-популярные работы, причем не только по своей специальности, но и по другим областям науки — например, по истории. Так что, выражаясь современными терминами, его вполне можно было назвать популяризатором науки. Заражали интересом к ней и будущему и многие его фантастические произведения.

Айзек Азимов стал автором порядка 500 художественных и научно-популярных книг. Именно он сформулировал «Три Закона роботехники», которыми руководствуются ученые в работе над искусственным интеллектом. За свое творчество писатель неоднократно удостаивался премий «Хьюго», «Небьюла» и «Локус».

Писатель ушел из жизни 6 апреля 1992-го. Причиной смерти Айзека Азимова врачи назовут сердечную и почечную недостаточность, осложненную ВИЧ-инфекцией, которой писателя случайно заразили в 1983-м во время операции на сердце.

Ниже мы собрали 15 цитат из произведений великого фантаста.

  • Разве есть в жизни что-либо более прекрасное, чем поиск ответов на вопросы? («Прелюдия к Академии»)
  • Высокие моральные качества человека никогда не должны мешать ему совершать добрые дела. («Основание»)
  • Люди иногда принимают свои недостатки за недостатки общества и хотят переделать Города, потому что не знают, как исправить самих себя. («Стальные пещеры»)
  • Всегда старайся сначала подумать, а потом лучше промолчи. («Я, робот»)
  • Нельзя отказывать в свободе тому, кто обладает сознанием, развитым в степени достаточной, чтобы воспринимать понятие свободы и желать ее. («Двухсотлетний человек»)
  • Свобода не имеет цены. («Двухсотлетний человек»)
  • На свете нет важных людей. Разве вы возьметесь утверждать, что в природе существует один-единственный важный микроб? («Выведение Человека?»)
  • Не все, что разрешено, следует одобрять. («Роботы зари»)
  • Главной характеристикой религии под названием наука является то, что она действует. («Основание»)
  • Если бы был создан робот, способный стать общественным деятелем, он был бы самым лучшим из них. По законам Роботехники, он не мог бы причинять людям зла, был бы чужд тирании, подкупа, глупости или предрассудков. И прослужив некоторое время, он ушел бы в отставку, хотя он и бессмертен, — ведь для него было бы невозможно огорчить людей, дав им понять, что ими управляет робот. Это было бы почти идеально. («Я, робот»)
  • Любая система, которая, подобно Вечности, позволяет кучке людей принимать решения за все человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность — синонимы посредственности. В такой Реальности звезды недостижимы. («Конец Вечности»)
  • Только преодолев величайшие испытания, человечество может успешно подняться к прекрасным и недосягаемым вершинам. («Конец Вечности»)
  • Причуды гения легко инсценировать, особенно если сам догадываешься, что до гения тебе далеко («Дуновение смерти»)
  • В сущности, мы никогда не меняемся, просто со временем становимся чуть старше и морщинистее. Но это пустяки. («Немезида»)

Лента

Рекомендуем посмотреть