«Маленький триптих» - так называют кантату «Снег идёт», написанную выдающимся русским композитором Георгием Васильевичем Свиридовым. Этот миниатюрный шедевр вокально-инструментальной музыки он создал по произведениям Бориса Пастернака, замечательного поэта, творчество которого отчего-то не привлекало внимания других композиторов. Кантата «Снег идёт» - весьма показательное произведение в творчестве Свиридова. Георгий Васильевич минимальными средствами, каждой нотой и каждой интонацией сумел добиться максимальной содержательности и передать всю сложность сути поэтических произведений, являющихся литературной основой данного сочинения.
История создания
Известно, что Георгий Свиридов в своём творчестве отдавал предпочтение вокальным и хоровым жанрам. Выбирая литературную основу для своих произведений, композитор очень тщательно подходил к отбору материала. Разумеется, что в приоритете у него были такие гениальные поэты как А. С. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Р. Бёрнс. Кроме того, Свиридов не обходил своим вниманием творения В. Маяковского А. Твардовского и очень трепетно относился к А. Блоку и С. Есенину, на стихи последнего композитор написал более 50 произведений. Также особое место в числе любимых стихотворцев композитора занимал Борис Пастернак. Свиридов увлёкся творчеством поэта ещё в годы учёбы в консерватории и даже тогда пробовал сочинить кое-что на его стихи, но тем, что у него получилось, молодой маэстро был крайне неудовлетворён.
Георгий Свиридов
Прошло не одно десятилетие, прежде чем Георгий Васильевич вновь вернулся к творчеству выдающегося поэта, однако на этот раз приобретённое за годы композиторское мастерство позволило ему создать настоящий шедевр. В 1965 году, после завершения кантаты «Деревянная Русь», в основу которой были положены стихи С. Есенина, Свиридов решил продолжить работу в этом же жанре, только теперь, выбирая литературную основу, он остановился на произведениях Пастернака. Свиридов отобрал для кантаты всего три стихотворения: «Снег идёт», «Душа» и «Ночь». Их объединяет одна общая философская тематика - отношение человека ко времени: люди совершенно не ценят время, а ведь оно так скоротечно. Один момент – это миг и его дважды прожить нельзя.
Свиридов работал над кантатой недолго, он закончил произведение в том же 1965 году. Впервые оно прозвучало в Большом зале Московской консерватории в конце декабря следующего 1966 года.
Интересные факты
- Георгий Свиридов, написав кантату на стихи Бориса Пастернака, стал первым из композиторов, обратившихся к творчеству выдающегося поэта.
- Композитор очень любил поэзию Пастернака и именно на его стихи написал свои первые романсы, однако посчитал их настолько неудачными, что даже не отметил их в списке своих произведений.
- Свиридов никак не мог выбрать из произведений Пастернака то, что подходило бы для средней части кантаты «Снег идёт». Стихотворение «Душа» композитор нашёл в одном из зарубежных источников, так как оно никогда не печаталось в Советском Союзе. Поэт действительно в этом своём произведении отразил негативные стороны режима, установившегося после победы большевиков.
- Кантата «Снег идёт» среди произведений русских композиторов является самым маленьким произведением в этом жанре.
- Стихотворение «Снег идёт» Пастернак написал в 1957 году. Эта пора жизни была очень сложной в жизни поэта, так как после издания за границей «Доктора Живаго», который в Советском Союзе назвали клеветническим романом, на него было усилено давление со стороны государственных властей. Находясь в надломленном душевном состоянии, большинство стихов о природе, которые Борис Леонидович писал в это время, он посвящал зиме.
- Когда в 60-х годах музыка Свиридова впервые прозвучала за рубежом, французские, испанские и английские слушатели не были знакомы с произведениями этого композитора, кроме того, они не знали русский язык. Однако музыка Георгия Васильевича так эмоционально воздействовала на публику, что присутствующие на концертах прослезились.
- Дирижёры всегда жаловались, что работать с Георгием Васильевичем было очень сложно. Находясь на репетициях перед концертным исполнением своих вокальных произведений, он не предъявлял никаких претензий ни солистам-вокалистам, ни хору, ни оркестру, зато дирижёра мог словесно уничтожить.
- Однажды на репетиции одного из своих творений Свиридов никак не мог добиться от музыкантов задуманного им исполнения. Измучив дирижёра, хор и оркестр, он грустно сокрушался, что видимо, произведение написал неправильно. На последней репетиции композитора не было - он приболел, и дирижёр на свой страх и риск проявил инициативу в трактовке сочинения композитора. Услышав своё произведение на концерте, Георгий Васильевич после выступления с облегчением всем заявил о том, что всё-таки написал его правильно.
Содержание
Первая часть кантаты даёт название всему произведению. Уже с самого начала четырежды повторённое словосочетание «снег идёт» настраивает слушателя на определённую монотонность, ту, которую мы слышим в безостановочном ходе часов, отсчитывающих время. Также однозвучно и размеренно звучит хор: всё первое четверостишие сопрано и альты пропевают только на одной ноте фа-диез. Аккомпанемент также своеобразен: диссонирующие аккорды, в которых один из звуков делает нисходящее движение на «малую секунду», постоянно повторяются через такт. Второе четверостишье хор поёт на ноте «ля», а в третьем он вновь возвращается к «фа». Затем эти две ноты между собой меняются.
Средняя часть кантаты Свиридова — это стихотворение «Душа», в котором поэт размышляет о своём тягостном долге: всю человеческую скорбь, мучения и лишения он должен пропустить через сердце и тяжёлой ношей нести в своей душе всю жизнь. Мелодическая линия партии хора во второй части довольно проста, но весьма выразительна. Она очень напоминает по своему характеру печальную городскую песню, так как немного монотонна, а кроме того, написана композитором в куплетной форме и трёхдольном размере. Партия хора исполняется на фоне скупого аккомпанемента: выдержанных звуков оркестрового сопровождения, создающих ощущение отрешённости.
Третий раздел кантаты - «Ночь» является прямой противоположностью предыдущим двум частям. В нем звучит веселая незамысловатая мелодия, сопровождаемая в аккомпанементе легкими, отрывистыми аккордами. Она весьма подвижна, написана в светлом «до мажоре» и исполнятся звонкими детскими голосами. Может показаться странным, что Свиридов исполнение серьёзных по смыслу стихов доверил детскому хору, но это было сделано композитором намеренно, так как звучащий в конце стихотворения призыв к художнику: «Не зная устали исполнять свой долг» более убедительно доносится из детских уст.
Вокально-инструментальное творчество Георгия Свиридова – это яркая музыка, глубоко воздействующая на чувства слушателей. Она наполнена нравственной чистотой и высокой духовностью. В творчестве композитора есть всё – картины природы, история Родины и судьбы людей. Он изображает человека, патетически приподнимая его, тем самым пробуждает не только светлые чувства, но и заставляет верить в свои силы.
По материалам soundtimes.