Как музыка Микаэла Таривердиева появилась в фильме Рязанова, который более сорока лет является одним из символов Нового года - RadioVan.fm

Онлайн

Как музыка Микаэла Таривердиева появилась в фильме Рязанова, который более сорока лет является одним из символов Нового года  

2019-12-26 21:06 , История Одного Шедевра, 1947

Как музыка Микаэла Таривердиева появилась в фильме Рязанова, который более сорока лет является одним из символов Нового года

Композитор Микаэл Таривердиев (арм. Միքայել Լեոնի Թարիվերդյան) написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, а также более 100 песен и романсов, 4 балета, 5 опер, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Наибольшую известность Таривердиеву принесла музыка к кинофильмам, прежде всего — «Семнадцать мгновений весны» и, конечно же, «Ирония судьбы, или С легким паром!».

И поскольку приближаются новогодние праздники, в сегодняшней публикации мы решили рассказать историю о том, как музыка Таривердиева появилась в фильме Эльдара Рязанова, который более сорока лет является одним из символов Нового года на постсоветском пространстве.

В команду фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» Таривердиев попал после курьезного случая. «Иду я однажды к столовой, — рассказывал композитор. — А на приступочке сидит Эльдар [Рязанов] и напевает песенку: «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется, перрон останется». И говорит, что песенка эта народная, автора у нее нет. И она войдет в его новый фильм «Ирония судьбы». — Что это за разговоры! — возмутился я. — Это песня не народная, и у нее есть автор. Эта песня моя».

Песню «На Тихорецкую...» Таривердиев написал задолго до этого случая: в студенческие годы он создал ее для спектакля Ролана Быкова.

Эльдар Рязанов показал композитору сценарий нового фильма, в котором были стихи Марины Цветаевой, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. Сценарий привел Таривердиева в замешательство: сложно было сразу определить, какой жанр у фильма и какая нужна музыка. Ведь в «Иронии судьбы» были и лирические сцены, и драматические, и забавные ситуации, которые обычно встречаются в буффонаде. И тогда Микаэл Таривердиев решил ориентироваться не на жанр, а на сюжет фильма. Он говорил:

«Все мы — независимо от возраста — ждем, когда с неба (без всяких наших на то усилий) свалится на голову принц или принцесса. Прекрасные, очаровательные, любящие, которые нас поймут, как никто до этого не понимал».

В этом «Ирония судьбы» походила на рождественскую сказку — светлую и романтичную. Такую же Таривердиев решил писать музыку.

Надо сказать, что Рязанов планировал привлечь к работе над «Иронией судьбы» и других композиторов, поскольку считал, что один музыкант не может создать несколько хороших песен сразу. Таривердиев написал двенадцать. Шесть из них Рязанов отобрал без правок и других авторов приглашать не стал.

Микаэла Таривердиева предупреждали, что фильм снимают специально к Новому году и показывать его будут, когда все обычно собираются за праздничным столом. Поэтому музыка должна быть легкой и запоминающейся, чтобы ее можно было петь всей компанией. Но композитор рискнул и написал «незастольные» песни. В них не было характерных элементов — ни куплетов, ни рефренов. «Развели консерваторию» — так кинематографическое руководство отзывалось о работе Рязанова и Таривердиева. Почти все романсы исполнила Алла Пугачева. «На Тихорецкую...» вместе с ней пели Лия Ахеджакова и Валентина Талызина, которые играли роль подружек главной героини.

Таривердиев намеренно не стал исправлять непрофессиональный вокал актрис, чтобы сделать сцену естественной.

О том, как искали певицу для исполнения песен в фильме, Таривердиев позже рассказывал:

«Когда только начались съемки «Иронии судьбы», мы стали искать певицу. Я пробовал очень многих. Была такая прелестная певица Валя Пономарева – она пробовалась, кто-то еще. Это было хорошо, но все же не подходило. Тогда я попросил Раису Александровну Лукину, замечательного музыкального редактора, найти Пугачеву...

Начали мы с ней работать. Работали много, около месяца. Хотя, казалось бы, поет всего четыре романса. Вообще, конечно, ей трудно с нами было. Эльдар требует от нее одного, я - другого. Совсем замучили ее. На каждую песню было сделано по тридцать дублей. За целый день писали по одному романсу. В итоге она записалась замечательно».

Премьера фильма состоялась 31 декабря 1975 года. Сразу после показа Таривердиеву стали звонить знакомые — восхищались фильмом и музыкой к нему. Композитор не верил, считал эти слова дружеской поддержкой. Но на следующий день, гуляя по Красной Пресне, он встретил компанию молодых людей, которые пели романсы из «Иронии судьбы». В своих мемуарах Таривердиев писал об этом случае:

«Новый год, они немного навеселе и поют: «Мне нравится, что вы больны не мной», возможно, впервые узнав, что на свете есть Цветаева. Я понял: все в порядке».

За музыку к этому фильму Таривердиев получил Государственную премию СССР. И, безусловно, всенародную любовь.

Лента

Рекомендуем посмотреть