Армянские святые, почитаемые Католической церковью - RadioVan.fm

Онлайн

Армянские святые, почитаемые Католической церковью

2019-12-25 20:49 , Минутка истории, 6164

Армянские святые, почитаемые Католической церковью

Сегодня католики всего мира отмечают свой главный праздник – Рождество Христово. По случаю этого светлого праздника мы решили сегодня вспомнить армянских святых, почитаемых Католической церковью.

Святой Серваций Маастрихтский – покровитель трех европейских городов

Серваций Маастрихтский или Серватий Армянин — (нидерл. Servaas van Maastricht, лат. Servatius, Серватий, Сербатиос) — первый епископ Тонгеренский (современная Бельгия), христианский святой. Почитается как святитель и покровитель городов Маастрихта, Гримбергена и Схейндела. Память о нем в Католической церкви совершается 13 мая.

Достоверных сведений о происхождении Сервация нет. Считается, что он родился в Армении и через Иерусалим прибыл на территорию современных Бельгии и Нидерландов. Сведения об армянском происхождении святителя содержатся в его Житии, составленном бенедиктинским монахом Иокундой. Причиной же прибытия в Европу Житие называет чудесное видение: будучи священником, во время посещения святых мест Иерусалима получил от ангела известие о своем долге проповедовать Слово Божие на севере.

Прибыв в пределы современной Бельгии, он был рукоположен епископом города Атуатука Тунгрорум (ныне Тонгерен). Вскоре стал близким другом святителя Афанасия Александрийского, с которым познакомился во время ссылки последнего в Августу Треворум (ныне Трир в Германии) в 336-338 годах. На церковном соборе в Сардике (современная София) в 343 году Серваций стал защитником Афанасия от ариан (об этом упоминает сам Афанасий в своих письмах).

Серваций и вошел в историю церкви как один из защитников тринитарного догмата (богословский термин, отражающий христианское учение о трех Лицах единого по существу Бога – Троицы) от нападок ариан, поскольку известен своим осуждением арианских епископов на соборе в Кельне в 346 году.

В 350 году Серваций стал посланником узурпатора Магненция к императору Констанцию II в Эдессу. Святитель отличился как защитник православной веры во Святую Троицу и на церковном Соборе в Римини в 359 году. Он по-прежнему решительно отвергал любой компромисс с арианами и стал последним из епископов, оказывавших сопротивление на Соборе. Однако, хитростью делегатов императора, по завершении Собора он все же подписал декларацию, признанную затем благоприятной для ариан.

В 381—382 годах совершил паломничество в Рим, где, как повествует предание, ему явился апостол Петр и повелел перенести епископскую кафедру в другой город из-за ожидаемого нашествия врагов. Так, по знамению свыше, предвидя разорение Тонгерена, он перенес свою резиденцию в Траектум-ад-Мозам (ныне Маастрихт), находясь уже в преклонном возрасте. Легенда гласит, что молитвами святого епископа, новый кафедральный город был чудесным образом сохранен от нашествия врагов, которые окружали город несколько раз, но не могли найти.

Серваций скончался 13 мая 384 года в Маастрихте. Его мощи и сейчас находятся в Маастрихте, в римско-католическом кафедральном соборе, носящем его имя.

Святая Фекла – покровительница испанского города Таррагоны

В первом веке нашей эры, когда апостол Павел отправился проповедовать христианство в Испании, он встретил девушку по имени Текла родом из Иконии (город Конья в современной Турции). Та была настолько очарована проповедью апостола, что сбежала от своего жениха Фамирида и последовала Павлу в его путешествиях.

Остановившись в Тараггоне, Павел и Текла проповедовали христианство и добились больших успехов. Затем Текла отправилась в самостоятельное путешествие, проповедуя миру христианство. Ее преследовали противники новой религии, Текла была заключена в тюрьму и подвергнута мучениям.

Но весть о ней уже разлетелась по всему городу, находя отклики в сердцах многих его жителей. Но преследователи не прекращают гонения на нее и, наконец, настигают Теклу в пещере, куда она отправилась для уединения с Богом. Когда же в пещеру входят противники христианской веры, чтобы подвергнуть ее новым пыткам, Текла начинает молиться. В этот момент пещера обрушивается, и все, кто в нем был, погибают.

По легенде, из нетленных останков Теклы удается сохранить только ее руку, которую христиане увозят в Киликийскую Армению.

Эта христианская реликвия хранилась во владении армян вплоть до 1321 года. Затем по указу киликийского царя Левона V нетленная рука святой Теклы была доставлена в Тараггону.

Спустя полвека, в 1370 году, в Таррагоне был издан важный исторический документ — устав праздника Ordinacions de Santa Tecla. Из этого текста следует, что уже тогда праздник Святой Теклы рассматривался на одном уровне с днем Тела Христова.

И с тех самых пор каждый год в Таррагоне 23 сентября празднуется День армянского подарка. Святая Текла считается покровительницей города.

Святой Барсег – мученик, почитаемый всеми церквями мира

Во времена императора Диоклетиана (284-305гг.) в городе Себастии Малой Армении жил врач по имени Власий (Барсег). Горожане хорошо знали его и любили и поэтому, когда пришло время, единодушно избрали его епископом родного города.

Однако принять сан в те времена жестоких гонений на христиан было не столько почетно, сколько опасно. Святому Власию приходилось укреплять свою паству: посещать заключенных, поддерживать мучеников.

Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Ситуация обострилась настолько, что Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он обосновался в пещере.

Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан.

Когда епископ увидел воинов, пришедших за ним, он не удивился. Накануне ночью он услышал слова Господа, который предупредил о том, что святому предстоит ценой своей жизни отстоять веру. Поэтому он без лишних слов последовал за воинами.

Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.

В это время святой Власий сидел в темнице. Он был избит, но не сломлен. Правитель предложил ему перейти в языческую веру и получил отказ. Об этом узнали все в городе, люди были поражены мужеством своего епископа.

Агриколай велел привязать святого к дереву и строгать его тело железными гребнями для чесания шерсти, однако Барсег остался верен Христу.

Через некоторое время правитель Себастии снова попытался склонить святого к язычеству, а когда Барсег отказался, то пригрозил бросить его в Севастийское озеро, но святой ответил, что Христос избавит его и явит Свою силу.

Перекрестив воду, Барсег сошёл на озеро и стал ходить по воде. Сев посередине озера, он предложил слугам правителя, призвав своих богов, сделать то же. Язычники сошли в озеро и сразу утонули.

Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы.

Перед казнью святой помолился Богу о прощении своих и людских грехов, а также о даровании помощи всем, кто будет поминать Барсега. В этот момент, согласно житию, на него сошло светлое облако, из которого послышался голос: «Все прошения твои исполню, возлюбленный мой подвижник».

По преданию, тело святого погребла с почестями женщина по имени Елисса на месте казни святого. От гроба святого, по преданию, происходили исцеления верующих. Святой Барсег принял мученическую смерть около 316 года.

Почитание Святого Барсега получило широкое распространение в Европе в 11-12 веках. Мощи священномученика были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их хранятся во многих странах Европы.

Святой почитается Римско-католической церковью, Православными церквями, Армянской Апостольской церковью и Восточными католическими Церквями. Праздник в честь Святого Барсега отмечают 3 февраля.

Святой Барсег благословляет коров. Фрагмент русской иконы XV века

В католической традиции Святой Барсег относится к «четырнадцати святым помощникам». Согласно преданию, он обладает особой благодатью Божией при врачевании болезней горла. Также Барсег считается покровителем домашних и диких животных, так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей.

Григор Нарекаци – один из 36 «Учителей церкви»

Григор Нарекаци – армянский поэт, философ и богослов, яркий представитель раннеармянского Возрождения. Католической церковью считается одним из тридцати шести «Учителей церкви».

Родился Нарекаци в семье князя Хосрова Андзеваци, богослова, мыслителя, автора многих религиозных произведений. После смерти жены Хосров отдал сыновей Саака, Ованнеса и малолетнего Григора на воспитание в Нарекский монастырь. Позднее Хосров был рукоположен в сан епископа. Настоятелем монастыря был Анания Нарекаци, брат деда Григора с материнской стороны. Почти всю жизнь Григор провел в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды Отцов Церкви. Григор много молился по ночам, поэтому его называли «неусыпным». Он получил сан архимандрита («вардапет», в переводе с древнеармянского — «учитель»). Преподавал в школе при монастыре. Автор одного из лучших толкований Песни Песней (977 год) и многочисленных поэтических произведений (в числе которых «Панегирик св. апостолам»).

Каких бы то ни было иных подробностей о внешней стороне жизни Нарекаци не сохранилось, одна из причин чему размеренная и достаточно однообразная монастырская жизнь. Однако сохранилось множество преданий, связанных с его именем, часть которых собрана в Житии Григора Нарекаци, содержащем в том числе и рассказы о сотворенных им чудесах. После смерти Нарекаци был канонизирован, погребен в том же Нарекском монастыре, недалеко от церкви св. девы Сандухт.

Григор Нарекаци. Автор – Серж Меграбян

Главный труд Нарекаци – созданная им в 1001–1003гг лирико-мистическая поэма Книга скорбных песнопений. Она написана на грабаре, древнеармянском литературном языке, который применяется при богослужении и в настоящее время.

Для армянского народа поэма Нарекаци – национальное достояние, духовная святыня. Она занимает особое место и в культуре, и в жизни. Недаром книгу Нарекаци, хранившуюся почти в каждом доме, зачастую клали под голову больным, свято веря в ее целительную силу.

Нарекаци канонизирован не только армянской, но и Католической церковью. А в феврале 2015 года Ватикан объявил его Учителем Вселенской Церкви.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть