Швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар считается одним из самых загадочных живописцев XVIII века. Легенд о его путешествиях и приключениях до наших дней дошло не меньше, чем захватывающих историй о его картинах. Самой знаменитой работой Лиотара, несомненно, является «Шоколадница». С этой картиной связана интересная легенда: по свидетельствам современников художника, здесь он изобразил официантку, женившую на себе князя, которому она однажды подавала в кафе шоколад. А вот о характере и нравственных качествах этой особы сохранились весьма противоречивые свидетельства…
Биография художника
Жан-Этьен Лиотар (1702 – 1789) был швейцарским художником и мастером пастели, наиболее известным своими пастельными портретами в нежных тонах. Будучи гражданином Женевской Республики, он родился и умер в Женеве, но большую часть своей карьеры провел в столицах Европы, где его портреты пользовались большим успехом благодаря натуралистическому стилю, аккуратно выполненным деталям и утонченной пастельной технике. Кроме того, Лиотар работал в Риме, Стамбуле, Париже, Вене, Лондоне и других городах.
Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет (Лиотар Смеющийся), 1770г. Фрагмент
Стиль живописи Лиотара отразил глубоко нежное, очаровательное и реалистичное представление предметов на картинах. Позже, к 79 годам, поселившись в своей родной Женеве, художник написал «Трактат об искусстве живописи», в которых утверждал, что живопись должна быть зеркалом природы. Это авторское убеждение заметно в его портретах, натюрмортах и поздних пейзажах.
Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница, 1745г
Шоколадница – одна из самых известных его работ и «самая красивая пастель». Лиотар написал «Шоколадницу» в 1743 – 1745 годы во время своего пребывания в Вене при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии. Это было время французского рококо, что отразилось на искусстве Лиотара отразить пастельную живопись, в которой эта очаровательная работа была выполнена.
На картине Лиотара «Шоколадница» мы видим скромную девушку, смиренно потупившую взор, вероятно, перед посетителем кофейни, которому она спешит подать горячий шоколад.
Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница, 1745. Фрагмент
По одной из версий, которая долгое время была общепринятой, художник изобразил на этой картине Анну Бальтауф, благовоспитанную представительницу обедневшего дворянского рода. Однажды в 1745 г. князь Дитрихштейн, австрийский аристократ, потомок богатейшего древнего рода зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный шоколадный напиток. Он был настолько покорен скромным обаянием милой девушки, что принял решение на ней жениться, несмотря на протесты своей семьи.
Желая преподнести своей невесте необычный подарок, князь якобы заказал ее портрет художнику Лиотару. Однако это был необычный портрет – князь попросил изобразить девушку в том образе, в котором он встретил ее и полюбил с первого взгляда. По другой версии, художник изобразил на картине камеристку австрийской императрицы Марии Терезии, поразившую его своей красотой.
Скептики утверждают, что на самом деле все было куда менее романтично, чем в красивой легенде. И даже Анна была не Анной, а простушкой Нандль Бальтауф, происходившей не из дворянского рода, а из обычной семьи – все ее предки были слугами, а женщины добивались жизненных благ тем, что частенько оказывали особенные услуги в господских постелях. Именно к такой участи готовила девушку и ее мать, настаивавшая на том, что другим путем дочери не добиться ни денег, ни счастья.
Жан-Этьен Лиотар. Дама с шоколадом. Фрагмент
А вскоре свет был шокирован новостью: князь Дитрихштейн женится на служанке! Он действительно заказал портрет невесты Лиотару, и когда рассказал ему о своей избраннице, художник произнес: «Такие женщины всегда добиваются, чего хотят. А когда она добьется, бежать Вам будет некуда». Князь удивился и спросил, что Лиотар имеет в виду, а тот ответил: «Всему свое время. Настанет миг, когда Вы сами это поймете. Боюсь, однако, что будет слишком поздно». Но, по всей видимости, князь так ничего и не понял: до конца дней он прожил со своей избранницей и умер, завещав ей все свое состояние. Ни одна женщина больше не смогла к нему приблизиться. А жена на склоне лет сумела добиться почета и признания в свете.
«Шоколадница» – одно из самых растиражированных произведений XVIII века
С 1765 г. «Шоколадница» находилась в Дрезденской галерее, а во время Второй мировой войны нацисты вывезли эту картину вместе с другими экспонатами галереи в замок Кенигштейн над Эльбой, где позже коллекция была обнаружена советскими войсками. Каким чудом драгоценная коллекция там сохранилась, невзирая на холод и сырость подвалов, – искусствоведы удивляются до сих пор.
Личность модели на портрете до сих пор точно не идентифицирована, но «Шоколадница» Лиотара словно завораживает всех, кто приходит в Дрезденскую галерею, и считается одним из лучших ее шедевров. Примечательно, что «Шоколадница» стала одной из первых торговых марок в истории маркетинга. Ее и сейчас использует в качестве логотипа сеть кофеен.
В 1881 году Генри Л. Пирс, президент шоколадной компании «Baker's Chocolate», посетил картину в Дрезденской художественной галерее и был очарован ею. Он сразу же зарегистрировал La Belle Chocolatière в качестве одного из первых товарных знаков в США, и с тех пор имидж «Шоколадницы» украшает коробки и упаковку компании.
«Шоколадница» Лиотара оказала огромное влияние в свое время – она считается самой красивой пастелью из когда-либо написанных – и остается значимой и ценной сегодня.
По материалам издания kulturologia.