Армяне – единственный народ в мире, сумевший сохранить без существенных изменений свой язык. Рафаел Ишханян. Минутка Истории - RadioVan.fm

Онлайн

Армяне – единственный народ в мире, сумевший сохранить без существенных изменений свой язык. Рафаел Ишханян. Минутка Истории  

2019-12-18 20:14 , Минутка истории, 7128

Армяне – единственный народ в мире, сумевший сохранить без существенных изменений свой язык. Рафаел Ишханян. Минутка Истории

Рафаел Аветисович Ишханян в 1939 году окончил среднюю школу имени Н. К. Крупской и поступил на факультет армянского языка и литературы Ереванского государственного университета.

В 1940 году был призван в Красную армию, участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации в 1945 году продолжил учёбу и окончил Ереванский университет в 1949 году.

С 1947 по 1962 гг. работал в Публичной библиотеке Армении (ныне Национальная библиотека Армении). В 1954 г. заочно окончил Московский библиотечный институт.

В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию о репрессированном в 1937 году армянском писателе: «Аксель Бакунц: жизнь и вопросы творчества» и перешёл на работу на кафедру армянского языка в Ереванском государственном университете. В 1973 году защитил докторскую диссертацию «Очерк по истории языка новой армянской литературы», в 1978 г. стал профессором.

С конца 1970-х гг. публиковал работы по истории Армении, где приводил различные доводы в пользу автохтонности армян на Армянском нагорье и исключительной древности армянского народа. В последний период своей жизни активно участвовал в армянском национальном движении — в особенности, в борьбе за Нагорный. Депутат Верховного Совета Армении (1990—1995 годы). С 1991 года также почётный директор Национальной библиотеки Армении.

Рафаел Ишханян опубликовал 773 работы, главным образом на армянском языке, посвящённые широкому кругу вопросов — книгопечатанию, сохранению и развитию армянского языка, происхождению и древней истории армянского народа, Нагорному Карабаху, истории так называемой Третьей республики, а также проблемам науки, религии и образования, общественной жизни. Рафаел Ишханян был одним из авторов Армянской советской энциклопедии.

В некоторых областях, например, в истории книгопечатания, он являлся общепризнанным авторитетом, но с другой стороны, некоторые его работы, например по древнейшей истории Армении, подвергались критике как в Армении, так и за её пределами.

Рафаел Ишханян в своих исторических работах настаивал на исключительной древности армянского народа, утверждая, что армяне жили на Армянском нагорье с IV тысячелетия до н. э., образовав самостоятельную этническую общность сразу после распада праиндоевропейского языка, рассуждая далее о прямых контактах армян с шумерами и семитами и относя шумеров к арменоидному типу европеоидной расы. Для доказательства своих концепций Ишханян пользовался принятым в советской литературе подходом, заключавшимся в том, что критерием этнической принадлежности является исключительно язык, и вопрос о происхождении народа приравнивал к происхождению языка. Ишханян утверждал, что «Историю армян или армянского народа нужно начинать со времени появления армянского языка, ибо армяне (или армянский народ) и в древности, и в средние века, и в настоящем — это носители армянского языка».

Такие утверждения Ишханяна делали армян единственным в мире народом, сумевшим сохранить без существенных изменений свой язык на протяжении нескольких тысячелетий, а также объявляли пришлыми народами всё неармянское население Восточной Турции, включая курдов. Закономерно, что это направление работ Ишханяна встретило жёсткую критику среди историков и лингвистов как в Армении, так и за её пределами. Работы Ишханяна в этом направлении критиковались за отсутствие должной доказательной базы, за лингвистический и исторический дилетантизм, а также за явную политическую подоплёку.

В связи с критикой коллег Рафаел Ишханян так и не смог опубликовать свои труды в этом направлении в научной литературе ни в Армении, ни за её пределами, поэтому неоднократно выступал с серией популярных статей и заметок, адресованных аудитории, недостаточно знакомой с исторической наукой.

Тем не менее, благодаря, в частности, усилиям Ишханяна, концепции армянской принадлежности урартов продолжают развиваться в Армении и в армянской диаспоре.

В число сторонников ревизионистских концепций истории Урарту входят такжеархитектор Мартирос Гавукчян, профессор Левон Шаинян, геолог Сурен Айвазян, лингвист, доктор Томас Дж. Самуелян, историки Анжела Терьян, Карапет Сукиасян, Артак Мовсисян и другие. Для защиты своих концепций они используют следующие доводы.

Топонимические

Бехистунская надпись Дария Первого

В мультиязычных надписях ахеменидского царя Дария Первого («Бехистунская надпись», VI в до н. э.) названия государств «Урарту» и «Армения» используются как тождественные в разных языковых вариантах.

Древние переводы Евангелия также позволяют отождествить Урарту и Армению: так, некоторые исследователи Библии (Брюс М. Мецгер, Майкл Д. Куган и другие) полагают, что «Арарат, упоминаемый в Библии (Gen.8.4, 2 Kings 19.37, Isa 37.38, Jer. 51.27), в ассиро-вавилонских первоисточниках называется Урарту, и есть историческая Армения».

Лингвистические

Корень «Ар»

Часть лингвистических доводов построены на сопоставлении корней «Ар», которые существуют в словах «Армения», «Арарат» и «Ар». Многие сторонники армянской теории указывают на то, что с древнейших времен армяно-арийские племена в Армянском нагорье поклонялись культу бога солнца Ар. М. Гавукчян, К. Сукиасьян, А. Терьян и др. показывают наличие в словах «Армения», «Арарат» и «Урарту» (а также в ряде основополагающих слов) общего индоевропейского корня «ар» (о существовании бога Ар у древних армян писал ещё Г. Капанцян в 1940-е).

Идею существования общеиндоевропейского корня, означающего «огонь», от которого происходят Арев (Солнце), Арпи (небесное светило), Арарич (Бог-создатель), Арарат (место Арара), Арян, Арта и др., поддерживают также Т. Гамкрелидзе и В. Иванов.

Отождествление армянского и урартского языков

Авторы ревизионистских концепций также утверждают, что «Происхождение армянского языка и армян должно быть отнесено к 5—4 тысячелетиям до н. э.».

Известные ныне 500 урартских надписей, выполненных клинописью, содержат примерно 350—400 слов, большинство которых урартские, а часть заимствована из других языков. Самое большое количество заимствований иностранных слов в урартском — из армянского (примерно 70 слов-корней). В 1963 году Сурен Айвазян издал первый перевод урартских клинописей, предполагая, что они написаны на армянском языке, в середине 1990-х годов Артак Мовсисян предложил свой вариант частичной расшифровки.

Антропологические

Ряд ученых (Даниелян, Армен Айвазян) преобладание армянского этнического элемента на Армянском нагорье исчисляют с 4—5 тысячелетий до н. э. или, возможно, с более раннего времени.

«Физиологические исследования (в частности, сделанные немецким ученым Фон Лушаном), постепенно доказали, что за 1500 лет до Христа Малая Азия, Армянское нагорье, восточная часть Персии и Сирия населялись народом объединенного физиологического типа.

Этот этнос известен как арменоидный, протоармянский, алародский, кападовкийский, мало-азиатский, хиттитский».

Мифологические

Согласно древним армянским народным сказаниям, армянский народ берет начало от Иафета, сына Ноя, который после всемирного потопа остановился с семьей на склоне горы Арарат, а позже ушёл в Вавилон.

Однако, подняв там восстание против тирана Бела, потомок Иафета легендарный праотец армян Айк (Гайк, Хайк) вернулся и окончательно обосновался в Армении, дав начало армянскому царству. В частности, так рассказывает историю происхождения армянского народа крупнейший армянский средневековый историк Мовсес Хоренаци в «Истории Армении». Такое толкование «истории Араратского мира» было принято и в последующие века (например, у некоторых русских историков XIX века). Гевонд Алишан в XIX веке рассчитал примерную дату поселения Гайка в Армении (2492 г. до н. э.), с которого и начинается собственно армянское летоисчисление.

Главным богом аборигенов Армении — армян, начиная с 3-го тысячелетия до н. э. был могучий бог солнца Ар,

который оставил глубокий след во всех сферах жизни армян. Культом главного бога Ар в том числе аборигены Армении всех веков соединяются и отождествляются с друг другом так, что любое отделение-отчуждение (например, скажем отчуждение урартов) становится искусственным, антиисторическим.

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть