Когда уважаешь свой талант, не станешь прибегать к средствам, которыми завоёвывают толпу. Гюстав Флобер
Гюстав Флобер — одна из самых видных фигур французской литературы XIX века. Его называли «мастером точного слова», затворником «башни из слоновой кости», «мучеником и фанатиком стиля». Им восхищались, его цитировали, у него учились, его обличали в аморальности, его водили под суд, и все же оправдывали, потому что усомниться в таланте Флобера-писателя и его преданности искусству слова не мог никто.
В отличие от литераторов-современников Гюстав Флобер никогда не пользовался лаврами, которые дарит слава. Он жил затворником в своем имении в Круассе, избегая богемных вечеров и выступлений на публике, он не гнался за тиражами, не докучал издателям, а потому так и не сделал состояния на своих шедеврах. Словно влюбленный фанатик, он не представлял, как можно извлекать коммерческую выгоду из литературы, считая, что искусство не должно приносить денег. Источником вдохновения для него являлась работа — каждодневный кропотливый труд, только и всего.
Многие прибегают к сомнительным источникам вдохновения — алкоголю, наркотическому дурману, женщинам, которых они величают музами. Флобер называл все это уловками шарлатанов и отговорками лентяев.
«Жизнь я веду суровую, лишенную всякой внешней радости, и единственной поддержкой мне служит постоянное внутреннее бушевание… Я люблю свою работу неистовой и извращенной любовью, как аскет власяницу, царапающую ему тело».
Сын врача: детство, колледж, университет
Гюстав был третьим ребенком в семье руанского врача по фамилии Флобер. Мальчик родился 12 декабря 1821 года. Декорациями его детства стала скудная мещанская квартирка и отцовская операционная. В хирургических процедурах, которые совершал папаша Флобер, маленький Гюстав находил какую-то особую поэтику. Он не страшился вида крови, напротив, любил подглядывать в щелку или мутное больничное стекло за ходом операции.
Свидетельство о рождении Гюстава Флобера
С детства младший Флобер испытывал страсть ко всякого рода аномалиям, уродствам, отклонениям, болезням. Это сформировало его будущий литературный подчерк — скрупулезное внимание к деталям и натурализм. Ну, а из болезней Флобер сделал мастерскую метафору, перенеся их с плана физического на духовный. С тех пор писатель стал изображать нравственные недуги человечества.
Смирение — самая мерзкая из добродетелей. Гюстав Флобер
В 12 лет Флобера отдают в Королевский колледж Руана. Высшее образование Гюстав поехал получать в Париж. В отличие от большинства молодых провинциалов Флобера столица не впечатлила. Ему не нравился ритм большого города, уличная сутолока, порочность и праздность молодежи. Он не предается безудержному веселью, посещая лишь несколько богемных кружков. К юриспруденции, которую юноша выбрал в качестве будущей профессии, он практически сразу потерял интерес.
Главным достижением его учебы стала дружба. Так, в колледже Флобер знакомится с Буйе, будущим поэтом, а в университете — с писателем, журналистом Дю Каном. Дружбу с этими людьми Гюстав пронес через всю жизнь.
Разочарование — свойство слабых. Не доверяйте разочарованным — это почти всегда бессильные. Гюстав Флобер
На третьем курсе у Флобера случился эпилептический приступ, врачи диагностировали тяжелое нервическое заболевание и запретили пациенту моральные и умственные нагрузки. Университет пришлось и Париж пришлось покинуть. Ни по тому, ни по другому Флобер не горевал. Он с легким сердцем уехал из ненавистной столицы в семейное поместье, что находилось в городке Круассе. Здесь он прожил практически безвыездно до самой смерти, лишь несколько раз покинув родовое гнездо для путешествия на Восток.
Эжен Жиро. Портрет Гюстава Флобера, ок. 1856г
«Госпожа Бовари»: рождение шедевра
Когда у Гюстава диагностировали эпилепсию, умер Флобер-отец. Он оставил сыну солидное состояние. Гюставу больше не нужно было беспокоиться о завтрашнем дне, а потому он спокойно зажил в Круассе, занимаясь любимым делом — литературой.
Иллюстрация из книги «Мадам Бовари»
Писал Флобер еще с юношества. Первые пробы пера были подражанием модным в то время романтикам. Однако требовательный к себе Флобер не публиковал ни единой строчки. Он не желал краснеть перед публикой за нестройные пробы пера, его литературный дебют должен быть идеальным.
Всякое доброе дело на три четверти состоит из гордыни. Гюстав Флобер
В 1851 году Флобер садится за работу над романом «Госпожа Бовари». На протяжении пяти лет он кропотливо выписывает строчку за строчкой. Порой писатель просиживает целые дни над одной страницей, делает бесконечные правки и, наконец, в 1856 году «Госпожа Бовари» появляется на прилавках книжных магазинов. Работа произвела огромный общественный резонанс. Флобера критиковали, обличали в аморальности, против него даже возбудили судебный процесс, но никто не смог усомниться в литературном мастерстве автора. Гюстав Флобер тут же стал самым прославленным французским писателем.
Автор называл Эмму Бовари своим альтер-эго. Главным сходством между Флобером и его Бовари была страсть грезить об идеальной ненастоящей жизни. Столкнувшись с реальностью, Флобер понял — сладостные мечты убивают, подобно яду медленного действия. Тот, кто не в силах с ними расстаться, обречен на гибель.
«Саламбо», «Воспитание чувств», «Бювар и Пекюше»
Альфонс Муха. Саламбо, 1896г
Второй роман Флобера вышел еще через пять лет в 1862 году. «Саламбо» – результат путешествия писателя по Африке и Востоку. Историческим фоном произведения стало восстание наемников в древнем Карфагене. Описываемые события относятся к III веку до н. э. Как истинный перфекционист, Флобер кропотливо изучает многочисленные источники о Карфагене. В результате критики обвинили автора в излишней внимательности к историческим деталям, за счет чего произведение утратило духовность, а образы психологизм и художественную глубину.
Гастон Бюссьер. Саламбо, 1907г
Публика, однако, была в восторге от второго романа автора «Госпожи Бовари», чья слава гремела уже далеко за пределами Франции. «Саламбо» успешно пережила вторую публикацию, а французские барышни стали все чаще появляться на публике в модных платьях в пуническом стиле.
Дураки — это просто все, кто думает иначе. Гюстав Флобер
Третий роман «Воспитание чувств», вышедший в 1869 году, встретили прохладно, интерес к нему возродился только после смерти писателя. А вот последний труд «Бувар и Пекюше» Флобер называл своим самым любимым. Увы, завершить произведение автору не удалось. Роман, в котором препарируется человеческая глупость, был опубликован после смерти писателя в 1881 году.
Гениальный затворник
Когда после успешной публикации «Госпожи Бовари» Флобер проснулся знаменитым, он не охмелел от бешеной славы. Сперва автор отстаивал свое литературное детище в суде, а после вынесения оправдательного приговора попрощался с восторженной публикой и заперся в материнском доме в Круассе.
Быть спокойным — немалое благо, это почти быть счастливым. Гюстав Флобер
Тогда же Флобер рвет отношения с модной французской поэтессой Луизой Коле (в девичестве Ревуаль). Ее стихотворения пользовались огромной популярностью в лучших парижских салонах. Будучи женой профессора консерватории Ипполита Коле, она без зазрения совести крутила романы со столичными знаменитостями. Ее внимание не обошло популярных литераторов Шатобриана, Беранже, Сент-Бева, которые с удовольствием писали свои авторитетные отзывы на первых страницах ее поэтических сборников.
Роман Флобера и Коле был страстным, импульсивным, порочным. Влюбленные ссорились и расставались для того, чтобы вновь помириться и сойтись. Порывая со своими иллюзиями, Флобер безжалостно развенчивает и романтизированный образ Коле, созданный его сентиментальным воображением. «О, лучше люби искусство, чем меня, – пишет Флобер в своем прощальном письме, – Обожаю идею…»
После расставания с Коле Флобер находит отдушину в общении со вдовой Мопассан и ее маленьким сыном Ги. Маститый писатель стал для мальчика учителем, вдохновителем, провожатым в мир большой литературы. Ученик не обманул ожиданий своего великого учителя, взобравшись на одну ступень с ним. К сожалению, Флобер не дожил до триумфа Мопассана-писателя, не разделил радости от успеха новеллы «Пышка», которую лично одобрил к печати, не подержал в руках свежие тома «Милого друга» и «Жизни».
Одиночество нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его. Гюстав Флобер
В последние годы жизни Флобер много болел и находился в крайне стесненных денежных обстоятельствах (наследство стало подходить к концу, а коммерческого успеха романы писателя не имели). Гюстав Флобер умер на 59-м году жизни от инсульта в своем доме в Круассе.
«Все изнашивается — даже горе». Гюстав Флобер
Могила Гюстава Флобера в Руане
10 знаковых цитат из книг Гюстава Флобера
◆ Толпа всегда следует по проторенной дорожке. К прогрессу, наоборот, стремится лишь меньшинство. «Бувар и Пекюше»
◆ Высокопарными словами обычно прикрывается весьма неглубокая привязанность. «Госпожа Бовари»
◆ Слова — это волочильный стан, на котором можно растянуть любое чувство. «Госпожа Бовари»
Первое издание романа «Госпожа Бовари», 1857г. Титульный лист
◆ Самонадеянность человека зависит от той среды, которая его окружает. «Госпожа Бовари»
◆ Без идеи не может быть ничего великого. «Воспитание чувств»
◆ Глубокие чувства похожи на порядочных женщин: они страшатся, что их разгадают, и проходят по жизни с опущенными глазами. «Воспитание чувств»
◆ Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас. «Воспитание чувств»
◆ Если бог сам знает, в чем мы нуждаемся, то зачем тогда молиться? «Госпожа Бовари»
◆ Мы ищем прибежища в посредственности, отчаявшись в той красоте, о которой мечтали. «Воспитание чувств»
◆ Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем — вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны. «Госпожа Бовари»