Фазиль Искандер – классик при жизни, по собственному признанию, абхаз с персидской фамилией, осознанно выбравший русскую культуру. Прозаик обладал одновременно солнечным и грустным даром, по его книгам снимают фильмы и ставят спектакли. Произведения Искандера читают на всех европейских языках. Благодаря его перу весь мир познакомился с маленькой, но такой душевной страной Абхазией.
Сандро из Чегема
«Сандро из Чегема» — центральное произведение в творчестве Фазиля Искандера, живого классика русской литературы, подарившего ей теплый свет Абхазии, ее искрящийся темперамент, ее живую, страстную поэзию. Новеллы, составившие роман, выходили в разное время на протяжении многих лет, не раз были экранизированы.
И постепенно «плутовской роман» (по определению автора) вырос в подлинный эпос. Жанровая принадлежность новелл, составивших эпопею, весьма разнообразна — мы встретим и драму, и сказку, и притчу, и даже лихой детектив. Рассказчик большинства из них, старый дядя Сандро, прожил долгую жизнь, полную прихотливых поворотов и ярких событий. Крестьянин, абрек, любовник сванской княгини, танцор, тамада, плут и мудрец — он многое повидал на своем веку и многое понял в этой жизни.
Цитата
…пустую душу нельзя ничем заполнить. Пустота духа – это вещество, которое нам неизвестно.
Повесть "Кролики и удавы"
Сам Искандер метко обозначил жанр произведения: сатирическая сказка. Действие разворачивается в далёкой стране Африке, где в большом государстве живут кролики и удавы. За всей сказочной социальной организацией легко просматриваются герои и антигерои государства российского. Вплоть до полного узнавания в отдельных Удавах и Великих Питонах, а также в Королях у кроликов конкретных исторических и не менее великих персон и персонажей.
Искандер, пользуясь сказочностью предлагаемой читателю ситуации, детально рассматривает философию диктатуры и власти вообще, психологию повиновения и непротивления насилию, ему удаётся, пусть и в ирреальной форме, показать читателю всю иллюзорность чиновничьей исключительности и раздербанить на клочки механизмы, по сути, государственно-властного управления. Поднимает писатель и другие вечные темы: предательство, трусость, измена своим идеалам ради права быть "допущенными", судьба личности, восставшей против общества, психология власти.
Цитата
Суть Таблицы Размножения заключалась в том, что кролики, размножаясь с опережением удавов, уменьшают риск каждого отдельного кролика настолько, насколько кроликов будет больше, чем удавов. Из этой таблицы следовало, что в будущем шанс встретиться с удавом у каждого кролика станет, уменьшаясь, стремиться к нулю и в конце концов достигнет его и даже превзойдет! Поэтому кролики очень любили размножаться.
Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным
Ещё одна новелла из цикла "Сандро из Чегема". Действие разворачивается летом 1935 года. Сандро Чегемский, как один из лучших танцоров Абхазии, был приглашён на ночной пир выступить перед самим Сталиным и его окружением. Он неожиданно узнаёт в "вожде народов" бандита, встреченного им много лет назад. Этот бандит ограбил пароход и застрелил подельников. Сандро блеснул лихостью, подъехав с завязанными башлыком глазами прямо к ногам Сталина. Вождь узнал его, хотя видел Сандро только раз в жизни, когда тот был ещё мальчишкой. После концерта начинаются репрессии, и друзья-артисты Сандро один за другим пропадают. В 1989 году новелла была экранизирована режиссером Юрием Карой. Лента была стилизована под эстетику 1930-х годов. Иосифа Сталина сыграл Алексей Петренко, Сандро — Александр Феклистов, а Лаврентия Берию — Валентин Гафт.
Цитата
Не умеешь танцевать — пей! Пить учись!
Детство Чика
Чик - весёлый мальчишка, лет двенадцати, он учится в школе, гостит у бабушки и дедушки, частенько попадает в различные истории и передряги, но никогда не унывает и учится находить выход из любой ситуации. Фазиль Искандер говорил, что его повести о Чике - это повести о детстве, которыми он хотел вдохновить читателя и показать, как важно смотреть на жизнь с улыбкой.
Цитата
Оказывается, человек, как и лошадь, может от удара кнута увеличивать скорость", -- подумал Чик на бегу. До кнута ему казалось, что он бежит на предельной скорости, но после кнута он явно поднажал.
Созвездие Козлотура
О причинах, которые подвигли Фазиля Искандера (1929—2016) написать повесть «Созвездие Козлотура», он сам рассказал в заметках под названием «О технологии глупости»: «Я попытался своей статьей остановить кукурузную кампанию. Статью, правда, не напечатали, но писатель должен ставить перед собой безумные задачи». Не напечатали статью, зато «Новый мир» напечатал повесть (1966), которая сразу же сделала молодого прозаика знаменитым. Вся страна хохотала над административной дуростью, прекрасно понимая, что «безумный» замысел писателя куда шире «козлотуризации» или «кукурузизации» и что, как замечает автор, «на небе много других созвездий». Полвека прошло, блеск мудрой и язвительной искандеровской насмешки ничуть не потускнел. История, происшедшая «в масштабах маленькой, но симпатичной автономной респуб лики», органично вписалась в историю великой русской сатирической литературы — важен ведь не размер территории, а масштаб таланта.
Цитата
...На манекен ч не могу смотреть без ненависти и отвращения. Это наглое, это подлое, это циничное сходство с человеком! Вы думаете, он, манекен, демонстрирует вам костюм новейшего покроя? Чёрта с два! Он хочет вам доказать, что можно быть человеком и без души. Он призывает вас брать с него пример.…
Тринадцатый подвиг Геракла
Перед вами книга из серии "Внеклассное чтение", в которой собраны все произведения, изучающиеся в начальной школе, средних и старших классах. Не тратьте время на поиски литературных произведений, ведь в этих книгах есть все, что необходимо прочесть по школьной программе: и для чтения в классе, и для внеклассных заданий. Избавьте своего ребенка от длительных поисков и невыполненных уроков. В книгу включены произведения Ф.А.Искандера, которые изучают в 6-7 классах.
Цитата
Я, понятно, об этом нисколько не жалею, но мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.
Стоянка человека
Творчество Ф.Искандера представляет собой уникальное явление - оно сочетает в себе, казалось бы, несочетаемые элементы. Его творчество контаминирует и романтические мотивы и образы, и реалистичность изображения, злободневность поставленных вопросов и заявленных тем, сложную проблематику, многогранные характеры, облеченные в нетривиальные образы героев, дабы лучше раскрыть их сущность. Проза Искандера сложна и многогранна, за внешним сюжетом всегда лежит внутренний подтекст, иные пласты смысла. Так и с фантастикой в эго творчестве: она не лежит на видном месте, но она есть в большинстве его произведений - в рамках короткого обзора все их не уместить. А посему, о ней можно и нужно говорить много и долго. Автор испытал на себе влияние многих писателей, как прошлых поколений, так и своих современников, но умело выработал собственную поэтику и неповторимый стиль.
Цитата
Бывают времена, когда люди принимают коллективную вонь за единство духа.
Человек и его окрестности
В новой книге Фазиля Искандера собраны воедино новеллы, иногда веселые и смешные, иногда грустные и трагические, действие которых происходит в легко узнаваемом южном городе Мухусе. Они не связаны между собой сюжетно, а объединяет их мастерство автора и пронизывающая книгу мысль: "цель человечества - хороший человек, и никакой другой цели нет и быть не может".
Цитата
Толстой, провернув в своих могучих мозгах все утопии социальных и философских учений, пришел к единственному выводу: очищайте собственные души от собственной скверны, и тогда человеческое общество очистится само. Другого пути нет.
Материал подготовила: Марина Галоян