Константин Аладжалов: единственный художник-иллюстратор, работавший одновременно для двух крупнейших американских изданий - RadioVan.fm

Онлайн

Константин Аладжалов: единственный художник-иллюстратор, работавший одновременно для двух крупнейших американских изданий

2019-11-30 21:17 , Немного О..., 3781

Константин Аладжалов: единственный художник-иллюстратор, работавший одновременно для двух крупнейших американских изданий

Известный американский еженедельник The New-Yorker примечателен не только своими репортажами, эссе, политическими заметками, но и своими неподражаемыми обложками и иллюстрациями.

Журнал возник благодаря Гарольду Россу и его жене Джейн Грант в 1925 году, а точнее – во время расцвета направления ар-деко и в эпоху развития художественной иллюстрации.

Первую обложку для журнала создал известный американский художник Ри Ирвин. Рисунок был исполнен по известной гравюре, на которой был изображен граф д'Орсе – француз, живший в Англии. Этот джентльмен получил вымышленное имя Юстас Тилли (Eustas Tilley), которое придумал для него американский юморист Кори Форд. Эта обложка и по сей день остается визитной карточкой журнала.

Первая обложка журнала The New Yorker

Несмотря на то, что в наши дни технологии ушли далеко вперед, редакторы журнала не спешат менять традиции: до сих пор обложки нью-йоркера всегда рисованные, и создаются различными иллюстраторами со всего мира.

Для журнала создавали обложки такие знаменитые иллюстраторы, как уже отмеченный Ри Ирвин, Боб Стааке, Хорхе Коломбо, Барри Блинт, Арт Шпительман и другие.

Среди иллюстраторов журнала был и российский художник армянского происхождения Константин Аладжалов, переехавший в США в 1923 году. В этом журнале первая обложка с его иллюстрацией вышла 25 сентября 1926 года.

Константин Аладжалов за работой

Константин Иванович Аладжалов родился в России, в Ростове-на-Дону (по другим сведениям, в Баку), 18 ноября 1900 г. в армянской семье. Желание стать художником побудило выпускника Ростовской гимназии в 1917 г. поступить в Петроградский университет (1917–1918). После революции Константин начал писать портреты вождей революции и агитплакаты, участвовать в художественных выставках. В 1920 году встречался с Сергеем Есениным и нарисовал его портрет, который через девять лет был опубликован в книге Мэри Дэсти «Конец Исидоры Дункан» (Detsi M. Isadora Duncan’s end. London, 1929).

Константин Аладжаров. Портрет Сергея Есенина

Переломным в жизни художника стал 1921 г.: Константин уехал из России в Константинополь, где, однако, ему пришлось расписывать ночные клубы, рисовать киноафиши и портреты посетителей в ресторанах, поскольку иной – подходящей для себя – работы он найти не мог.

В 1923 году на транспорте, предназначенном для гуманитарной помощи, ему удается перебраться в Германию, а оттуда – в США: художник поселился в Нью-Йорке, а спустя пять лет получил американское гражданство.

Портрет К. Аладжалова. Рисунок. А. Е. Яковлева

Первые годы на новом месте он расписывал частные дома, русские ночные клубы на Манхэттене (в том числе известный «Bi-Ba-Bo Club» и др.), писал заказные портреты, занимался сценографией (в частности, для труппы М. Мордкина), рисовал афиши для театра и кино. Входил в круг американского художника и мецената Роберта У. Чэнлера. Вместе с В. Бобрицким, Н. Циковским, Давидом Бурлюком и др. участвовал в издаваемом Чэнлером «Альманахе пилигримов» (1925–1926).

В 1926 году через Давида Бурлюка и Кристиана Бринтона Константин познакомился с Катрин Дрейер, основательницей Société Anonyme. По просьбе Дрейер он оформляет в конструктивистском стиле обложку буклета экспозиции современного искусства на Всемирной выставке в честь 150-летия подписания Декларации независимости США, состоявшейся в 1926 в Филадельфии (Sesqui-Centennial International Exposition), а также обложку и макет книги «Современное искусство» для выставки в Бруклинском музее (1926/1927), организованную Société Anonyme. А на выставке в Бруклинском музее демонстрирует четыре живописных работы, которые сразу же привлекают внимание.

С того же 1926 года он начинает создавать рисунки и для обложек американских журналов. Большинство их них выполнены в мягкой юмористической манере. Константин Аладжалов был единственным художником, работавшим одновременно для двух крупнейших изданий The New Yorker (171 обложка, 1926–1960гг) и The Saturday Evening Post (73 обложки в 1945–1962гг). Художник много работал также для журналов Life, Voguе, Fortune, New Masses, Vanity Fair.

Также по заказам издательств Аладжаров иллюстрирует и книги, в частности «Золушку» Элис Дюэр Миллер, «Книгу песен» Джорджа Гершвина (англ. «George Gershwin’s Song-Book»), «Семейный альбом» Павла Чавчавадзе, «От Иеговы до джаза» Хелен Кауфман и детские книги Корнелии Скиннер. В 1941 году художник выиграл на конкурсе заказ на создание трех декоративных панно для комфортабельного лайнера «S. S. America».

Обложка для книги «Золушка» Элис Дюэр Миллер, выполненная Константином Аладжаловым

Иллюстрация для книги «Золушка» Элис Дюэр Миллер, выполненная Константином Аладжаловым

В 40-х годах Аладжалов становится преподавателем композиции и рисунка в рисовальной школе «Феникс» в Нью-Йорке. Также читает лекции по композиции в художественной школе Parsons и в художественной студии Александра Архипенко.

В эти же годы он провёл несколько персональных выставок в Нью-Йорке (в галерее Carstairs, 1942 год), Далласе, Голливуде и Уичито (штат Канзас). Также Аладжалов состоял в Филадельфийском акварельном клубе. В 1942 вышел в свет альбом репродукций его рисунков под названием «Жанровые картины» («Conversation pieces»), текст для которого написала известная американская журналистка Жанет Фланнер.

В Нью-Йорке Аладжалова вначале называли кубистом из-за похожести некоторых его иллюстраций на кубистические произведения. Аладжалов работал в разных жанрах, но полюбился публике благодаря сатирическими зарисовкам о современной Америке. В своих иллюстрациях он уделял большое внимание мелким деталям, изображая комичность повседневности в собирательных чертах своих персонажей.

Некоторые считали его реалистом, работающим в очень изощренной манере Четкие и жесткие линии в его рисунках отсылали к жанру карикатуры. Однако сочетание их с продуманностью каждого мелкого элемента, изящной работой с цветом и сюжетом делало карикатуру в иллюстрации Аладжалова более утонченной.

Мастер карикатуры умер в возрасте 86 лет, в 1987 г., признанный и высоко оцененный в Америке, однако почти забытый на своей родине – и в России, и в Армении.

Примечателен тот факт, что Константин был старшим братом Семена (1902–1997гг) и Степана Аладжаловых (1903–1969гг) — широко известных в СССР художников. О них мы расскажем в наших последующих публикациях.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть