История одного шедевра: «Мадонна Порт-Льигата» Сальвадора Дали, которую благословил сам Папа Римский - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Мадонна Порт-Льигата» Сальвадора Дали, которую благословил сам Папа Римский

2019-11-28 21:55 , История Одного Шедевра, 4476

История одного шедевра: «Мадонна Порт-Льигата» Сальвадора Дали, которую благословил сам Папа Римский

Сальвадор Дали был уникальным художником. Его жизнь и творчество были эксцентричны до такой степени, что сделали его в истории искусства в большей степени мифологическим персонажем, нежели реальной фигурой.

Сюрреализм Дали был неотъемлемой частью его бытия, и не видя ни в чем границ, он писал и любовь, и сексуальную революцию, и людей, и животных, иногда сливая их в гротескной манере в одно целое. А Вторая Мировая война внесла новые коррективы в мировоззрение Сальвадора Дали. Он обратился к религии, став в истовым католиком. Великий сюрреалист начинает писать полотна на религиозные сюжеты, иллюстрировать Священное писание.

Сальвадор Дали и Гала у полотна «Мадонна Порт-Льигата»

Понимая, что убедить весь мир в своей религиозности будет сложно, Дали пытается создать высокодуховное произведение, полагаясь в своем сюжете на творения художников эпохи Возрождения. Да и сами краски, используемые для написания холста, были приготовлены по традиционным рецептам XV века. Прообразом своей композиции Дали взял сюжет картины художника той эпохи Пьеро делла Франческа «Мадонна со святыми и герцогом Урбинским».

«Мадонна со святыми и герцогом Урбинским» (1472—1474). Милан. Автор: Пьеро делла Франческа

«Мадонна Порт-Льигата» – первая версия, 1949г

«Мадонна Порт-Льигата» - одна из самых скандальных картин Сальвадора Дали, где художник фантастически причудливым образом синтезировал мистицизм и христианские мотивы в единое целое. Своей работой Дали видимо хотел убедить почитателей своего таланта и критиков в своем искреннем возвращении к вере. Что совсем не убедило последних, которые и придумали название новому стилю художника – «ядерный мистицизм», то есть – далек от веры.

Сальвадор Дали. «Мадонна Порт-Льигата», 1949г

Но тут произошло нечто неожиданное: Римский Папа Пий XII в 1949 году благословил это полотно, и в знак уважения Дали преподнес ему в дар свое творение. По-видимому, этот шаг был связан с кризисом церковной власти в послевоенное время, и для того чтобы показать, что католицизм - открытая и прогрессивная религия.

Папу Римского не ввел в смущение даже тот факт, что облик Богоматери был написан с Галы Дали, вся жизнь которой состояла из множества скандальных историй и мистификаций.

Сальвадор Дали. «Мадонна Порт-Льигата», фрагмент

Эту работу, наполненную традиционными христианскими символами и аллегориями можно «прочесть» с помощью фрейдистского ключа.

Мадонна на полотне, имеющая портретное сходство с Галой, символизирует слияние образов матери и жены художника в единое целое. Таким образом Дали как будто воскрешает свою мать, умершую от рака в 47 лет, через образ Галы. Расколотое чело – незавершенный процесс перехода Дали к новому психологическому состоянию. А руки символизируют оберегающий жест.

Сальвадор Дали. «Мадонна Порт-Льигата», фрагмент

Младенец Христос – это сам Дали, не устававший подчеркивать свою «божественность» на протяжении всей жизни. Он изображен как бы в утробе Мадонны, что является проявлением единства матери и дитя, «окна» в телах которых, символизируют перевоплощение в иную реальность, где мать и сына связывают новые узы.

Сальвадор Дали. «Мадонна Порт-Льигата», фрагмент

Раковина и яйцо представляют собой явную аллюзию на традиционные в христианской иконографии образы Бога Отца и Святого Духа. На полотне изображено еще множество предметов, которые являются символами любви, верности, жизненной силы, женского начала, свершающихся перемен.

Сальвадор Дали. «Мадонна Порт-Льигата», фрагмент

В целом же Мадонна на картине предстает зрителю разъятой и порочной, она отождествляется и с идеалом в духе искусства Возрождения, и с роковой и свободной женщиной 20 века.

Существуют обоснованные предположения, что у Дали были сексуальные расстройства, поэтому он не мог иметь детей. И предпочитая умалчивать о своих проблемах, любовные интриги Галы он использовал как часть своего имиджа. Такой вот «ядерный мистицизм» и вера, и боль Сальвадора Дали.

Мадонна Порт-Льигата – вторая версия, 1950г

Сальвадор Дали. «Мадонна Порт-Льигата» вторая версия, 1950г

Наименование полотна соответствует определенной географической местности, вполне узнаваемой. Порт-Льигат – крошечное селение на побережье Коста-Брава, где супруги Дали в далеком 1929 году снимали рыбацкую хижину на побережье.

Порт-Льигат. Сальвадор и Гала Дали

Со временем они смогли выкупить это жилище и превратить в семейное гнездышко, наполненное множеством «далианских» атрибутов: «бассейном фаллической формы, чучелом медведя, служившим лампой, яйцами на коньках крыши» и прочими сюрреалистическими штучками.

На сегодняшний день здесь расположен дом-музей Дали, который является местом паломничества «далифилов».

Мадонны Сальвадора Дали, написанные в разные годы

Справедливости ради нужно заметить, что Сальвадор Дали к образу Богоматери обращался и в дальнейшем. Но божественный образ уже носил другой характер и новые идеи.

Взрывающаяся Мадонна, 1951г

Мадонна в частицах, 1952г

Микрофизическая Мадонна, 1954г

Максимальная скорость Мадонны Рафаэля, 1954г

Гвадалупская Дева, 1959г

Мадонна с мистической розой, 1963г

Источник – kulturologia.

Лента

Рекомендуем посмотреть