«Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту»: Бернардо Бертолуччи, каждый фильм которого – взгляд на самого себя изнутри - RadioVan.fm

Онлайн

«Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту»: Бернардо Бертолуччи, каждый фильм которого – взгляд на самого себя изнутри  

2019-11-27 22:18 , Немного О..., 4972

«Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту»: Бернардо Бертолуччи, каждый фильм которого – взгляд на самого себя изнутри

Год назад – 26 ноября 2018 года не стало Бернардо Бертолуччи: один из самых талантливых и неординарных режиссеров итальянского кинематографа ушел из жизни в возрасте 77 лет.

Кинокритики и сегодня уверяют, что с первых работ мастера было понятно — в индустрию пришел гений, который встанет на одну ступень с такими титанами, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти и Пьер Паоло Пазолини.

От Висконти он взял интерес к истории, от Феллини — умение делать авторские картины, а от Антониони — способность рассуждать и философствовать в своих работах. «Я стремлюсь идентифицироваться со всеми героями», — сказал как-то Бертолуччи, ясно дав понять, что каждая его работа — взгляд на самого себя изнутри.

Он все делал по-своему и ни на кого не оглядывался: не использовал спецэффекты, открыл итальянцам Достоевского фильмом «Партнер», создал лучший в кино дуэт молодых Де Ниро и Депардье в «Двадцатом веке», рассказал историю буддизма для чайников в «Маленьком будде», влюбил весь мир в Тоскану, наконец. Даже оказавшись в инвалидном кресле, Бертолуччи остался оригиналом: сидя, снял мелодраму о проблемах подростков и нашел своего зрителя даже без 3D.

В нашей сегодняшней публикации собраны культовые киноленты режиссера, ставшие классикой мирового кинематографа.

Фильмы «Новой волны» были в какой-то степени наказанием для зрителей. Аудитория тяжело их воспринимала, не шла на диалог. Фильмы не вызывали вообще никакой реакции. К концу шестидесятых мне стало окончательно не по себе от этого. Мне нужен был фидбек, мне нужно было говорить с кем-то, кроме себя. Тогда я снял «Конформиста», «Последнее танго в Париже» и так далее. И наконец почувствовал нечто новое: их наконец-то приняли и признали. Бернардо Бертолуччи

«Конформист», 1970г

Этот фильм многие считают лучшим в творчестве Бернардо Бертолуччи. После бунтов 1968 года, в которых он сам принял участие, режиссёр продолжил разбираться в теме фашизма с точки зрения простого гражданина. Он постарался показать пассивность человека, который не хочет противостоять системе. А потом обратился и к фрейдистскому взгляду на проблему, связав государственное насилие с сексуальным.

Главный герой фильма – Марчелло – старается быть законопослушным человеком. Но он живет в фашистской Италии, и закон в этой ситуации нередко противоречит человеческой морали. Однажды Марчелло и его жена отправляются во Францию. Там он должен выследить и привести к киллеру своего старого знакомого — профессора Квадри. После встречи герой влюбляется в молодую жену профессора, но не может заставить себя пойти против порядков государства.

Профессор-антифашист в «Конформисте» получает реальные адрес и телефон Годара. Это было мое послание. Вообще, все было игрой, но довольно серьезной. Ведь «Конформист» — фильм о фашисте, задумавшем убить своего учителя и трахнуть его жену. Годар такой намек не одобрил. Но я лишь хотел сказать ему, что, — гипотетически — если бы я был фашистом, а Годар — антифашистом, мы бы оба все равно остались буржуями. Бернардо Бертолуччи

«Последнее танго в Париже», 1972г

Бертолуччи во многих картинах рвался к свободе: социальной, художественной, чувственной. Одна из таких — «Последнее танго в Париже» — сделала его персоной нон грата в Италии и Франции, а Марлон Брандо, сыгравший главную роль, после выхода фильма не разговаривал с Бертолуччи 20 лет. Тем не менее, эротическая картина стала легендой мирового кино. В центре сюжета — роман 48-летнего мужчины, только что потерявшего жену, и девятнадцатилетней девушки. Сцена, в которой Марлон Брандо сначала ест сливочное масло, а потом использует его во время секса с героиней Марии Шнайдер, стала настоящим скандалом, из-за которого итальянский суд приговорил Бертолуччи к четырем месяцам условно и обеспечил ему пятилетнее поражение в гражданских правах. К тому же Марлон Брандо и Мария Шнайдер после съемок перестали общаться с Бертолуччи.

Но несмотря на негатив, «Последнее танго» получило номинации на «Оскар» за режиссуру и лучшую мужскую роль, но в итоге академики побоялись награждать неприличную киноленту. Лучшим актером назвали не Брандо, а Джека Леммона за довольно проходную картину «Спасите тигра», а режиссером — Джорджа Роя Хилла с его «Аферой».

«Мы с Годаром были близкими друзьями. Он ушел с первого показа «Танго в Париже» спустя несколько минут после начала. Я чувствовал, что это знак: выйдя из зала, он оставил меня. Теперь мы общаемся исключительно через фильмы: зашифрованными посланиями и отсылками». Бернардо Бертолуччи

«Двадцатый век», 1976г

Монументальный 317-минутный фильм режиссера охватывает по времени действия полвека — со дня смерти Джузеппе Верди в 1901 году до конца войны в 1945 году. В центре сюжета — дружба двух разных по социальному статусу молодых людей, через отношения и судьбы которых показана история Италии начала ХХ века. К тому же помимо закрученного сценария Бертолуччи удалось снять в одной картине лучших звезд европейского и американского кинематографа 70-х: Роберта Де Ниро, Жерара Депардье, Доминик Санду, Берта Ланкастера, Лауру Берти, Стефанию Казини и других.

Как отмечали критики, в кинороман Бертолуччи вместились не только три четверти века истории Италии на конкретных человеческих примерах, но и три четверти века итальянского искусства во всей широте проявлений. В очередной раз гениальный режиссер признается в любви своей стране, контрастной и разной, как и главные герои киноленты.

Позже Бертолуччи попытался снять еще два фильма об Италии: «Луна» и «Трагедия смешного человека». Но обе эти картины критики невзлюбили, и режиссер решил отойти от чисто национальной тематики, обратившись к темам для всего мира.

Когда я снял «Двадцатый век», я понимал, что Paramount не станет прокатывать фильм из-за обилия в нем коммунистов. А представитель компании сказал, что они не берут фильм, потому что он слишком короткий. Вообще-то его хронометраж — пять часов! Это очень смешно. Бернардо Бертолуччи

«Последний император», 1987г

Триумфальная кинолента о последнем китайском императоре Пу И принесла Бернардо Бертолуччи девять премий «Оскар» и звание легенды кинематографа. Сюжет фильма разделен на две биографические линии — описание жизни бывшего императора, заключенного в китайской тюрьме, и его воспоминания, начиная с детства и заканчивая взятием в плен советскими войсками в 1945 году. Именно после работы над фильмом Бернардо обратился в буддизм и начал искать вдохновение вне родной Италии.

«Я научился понимать значение слова «сострадание» так, как его понимают буддисты. Это выражение не только доброты, как в католицизме, но знание доброты. Сострадать — значит понимать причины страдания другого». Бернардо Бертолуччи

«Ускользающая красота», 1996г

Одна из самых эстетичных картин Бертолуччи снята в живописной Тоскане, где на фоне ленивых летних пейзажей разворачивается глубокая личная история юной девушки Люси, приехавшей в Италию на каникулы. Лента была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Канн и, кроме этого, получила пять престижных наград индустрии, что неудивительно. Своим фильмом Бертолуччи, словно маслом и кистью, создает настоящее художественное полотно, на которое можно смотреть бесконечно, погружаясь в самоанализ. Оператор ленты Дариус Хонджи дарит зрителю кадры, напоминающие ожившие картины Ренуара или Писсарро, где Лив Тайлер в своих чайных платьях кажется вечно молодой. Атмосфера фильма пропитана легкостью, беззаботностью и в то же время горечью о необратимости хода времени, о безвозвратности молодости и красоты.

«Любви не существует, есть лишь доказательства любви». Бернардо Бертолуччи

«Мечтатели», 2003г

Как признавался сам режиссер, кинолента «Мечтатели» — его рассуждения на тему собственной молодости, которая проходила на фоне городских пейзажей Парижа. Именно тогда, в конце 60-х годов, произошла Французская революция, которая привела к смене власти, и, по словам Бернардо, триггером событий стали отставки и интриги, царившие в киноиндустрии тех лет. В центре сюжета — история мечтателя Мэттью, который познакомился на революционной демонстрации с близнецами Изабель и Тео. Важно отметить, что действие картины пропитано синефилией — главные герои постоянно воспроизводят сцены из любимых фильмов и повторяют роли любимых персонажей. Данный художественный прием передает основную идею Бертолуччи о том, что любая революция начинается с трансформации кинематографа и что все перемены делаются раскованными молодыми людьми, жаждущими жизни.

«Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту». Бернардо Бертолуччи

«Ты и я», 2012г

К выходу этого фильма Бернардо Бертолуччи успел получить несколько наград за вклад в искусство, в частности на Венецианском и Каннском фестивалях. К сожалению, картина «Ты и я» стала последней законченной работой мастера.

В центре драмы – 14-летний Лоренцо, который с трудом общается и со сверстниками, и с родителями. Поэтому, когда весь класс отправляется на экскурсию в горы, он сбегает и запирается в подвале своего дома, чтобы остаться в одиночестве. Но вскоре в доме появляется странная девушка, загадочным образом связанная с мальчиком.

«Еще несколько лет назад я был уверен, что «Мечтатели» — моя последняя режиссерская работа. Но после ретроспективы в MoMA писатель Никколо Амманити прислал мне рассказ. Небольшой — всего сто страниц. Я очень быстро его прочел и превратил в фильм «Ты и я». Но в тексте меня не устраивал один момент: сводная сестра-наркоманка умирает. Каждый раз, когда в книге, фильме или пьесе появляется наркоман, вы точно знаете, что он умрет в конце. Но к чему это морализаторство? Я очень хотел оставить ее в живых». Бернардо Бертолуччи

Лента

Рекомендуем посмотреть