Я мыслю. Следовательно, я существую. История создания образа профессорa Доуэля - RadioVan.fm

Онлайн

Я мыслю. Следовательно, я существую. История создания образа профессорa Доуэля  

2019-11-26 21:44 , КнигоМан, 5140

Я мыслю. Следовательно, я существую. История создания образа профессорa Доуэля

Профессор Доуэль — герой фантастического романа Александра Беляева. Персонаж выступает как жертва коварства и амбиций молодого хирурга Керна, использующего знания ученого в своих целях. Оставаясь, по сути, бесправным, бестелесный профессор тем не менее помогает другим героям произведения восстановить справедливость и наказать мошенника.

История создания образа

Роман «Голова профессора Доуэля» появился в 1925 году. Первоначально автор опубликовал сюжет в форме рассказа, но затем дополнил произведение сюжетными линиями. Беляев не был создателем идеи возможности существования головы отдельно от тела. Так, в 1877 году писатель Эдвард Пейдж Митчелл опубликовал сочинение «Человек без тела». Кроме того, в романах «Доктор Лерн», автором которого выступил Морис Ренар, и «Кровавая» Гастона Леру была поднята эта тема.

Сам Александр Романович писал о том, что его научно-фантастический роман имеет много автобиографических моментов. В возрасте 35 лет у писателя начался туберкулез позвоночника. Страшная болезнь надолго приковала мужчину к постели. Из 6 лет борьбы с заболеванием 3 года Беляев провел в гипсе, не двигаясь, не ощущая своего тела. Выздоровление пришло в 1922 году и побудило автора передать пережитые чувства и эмоции на бумаге. Писатель наделил героя особыми чертами характера, благородством и честью, представил подробное описание Доуэля после экспериментов Керна.

Кроме того, в литературоведении считается, что еще одним источником, побудившим советского классика создать невероятную историю, стал рассказ Анатолия Луначарского об экспериментальных методах профессора Алексея Кулябко. Луначарский описывал увиденное действо в Томском университете, когда ученый проводил опыт по оживлению отрезанной собачьей головы. После выхода романа имя Александра Романовича стало широко известным в мире фантастики — писателя называли русским Жюлем Верном.

Судьба профессора Доуэля

Трагическую историю профессора читатели книги узнают от него самого. Ученый, ударение фамилии которого падает на первый слог, рассказывает о том, что с ним приключилось, молодому врачу Мари Лоран. Героиня приглашена хирургом Керном в его лабораторию в качестве ассистентки. В лаборатории девушка видит укрепленную на стеклянном столе голову, отделенную от тела. Голова соединена множеством трубок с баллонами и цилиндрами. Черты лица кажутся Мари знакомыми — в них героиня узнает профессора Доуэля, талантливого ученого, сделавшего значительный вклад в науку.

В новостях, появившихся недавно, сообщалось, что исследователь умер — он был уже не молод. Однако сам герой рассказал Мари, что было на самом деле. Долгое время профессор занимался экспериментальными опытами, которые должны были изменить науку. В качестве ассистента мужчина выбрал молодого и перспективного хирурга Керна. Ученый не подозревал, что в голове его молодого помощника зреет коварный план — стать лучшим в мире исследователем.

Во время одной из операций у Доуэля случается приступ астмы. Доктор теряет сознание, а придя в себя, обнаруживает, что лишен тела. Теперь профессор находится в полной зависимости от желаний Керна, который желает использовать гениальный мозг профессора в собственных опытах. Поначалу старый ученый пробует сопротивляться, отказывается сотрудничать с ассистентом.

Однако, не желая нарушать задуманные планы, Керн использует насильственные методы — пропускает через голову исследователя электрические разряды, примешивает к составам, питающим голову, раздражающие вещества. Доуэль старается вытерпеть это и не поддаться помощнику. Но когда старик видит грубые ошибки, которые допускает Керн в новых экспериментах, способные уничтожить результаты их совместного труда, профессор соглашается продолжить работу.

Мужчина помогает ассистенту произвести еще два «оживления». В ходе эксперимента Керну удается создать еще две головы. Одна взята у рабочего Тома Буша, погибшего под автомобилем, Вторая — у Брике, певицы из бара, умершей от случайной пули. Чтобы никто не узнал о происходящем в лаборатории, молодой хирург лишает голову профессора возможности разговаривать. Для этого Керн использует специальный кран.

Когда в лаборатории оказывается Мари, хирург предупреждает девушку, что к кран нельзя открывать — это приведет к смерти головы. Однако сам Доуэль, доверившись ассистентке, убеждает взглядом, что слова Керна лживы. Лоран поворачивает кран, и таким образом ученый вновь обретает дар речи. Узнав о тайных беседах помощницы с ученым, Керн решает отправить Мари в сумасшедший дом.

Тем временем из лаборатории сбегает Брике. Хирургу удалось соединить голову певицы с телом актрисы Анжелики. Оказавшись на Ривьере, девушка знакомится с живописцем Арманом и его приятелем, Артуром Доуэлем. Арман узнает в фигуре новой знакомой тело своей возлюбленной. Героиня признается во всем, что происходило в лаборатории. Друзья спешат спасти Мари из лечебницы и передать Керна представителям закона.

Хирург в это время проводит конференцию, где делится с прессой результатами работы. Чтобы замести следы, Керн вводит в голову профессора парафиновые инъекции, что меняет ее до неузнаваемости. Тем не менее Мари опознает ученого, но уже поздно — он умирает. Его ассистент убивает себя.

Профессор Доуэль в фильмах

По мотивам романа Беляева в 1984 году снят фильм «Завещание профессора Доуэля». Режиссер картины, Леонид Менакер, несколько изменил сюжет, сохранив главных героев повествования. В центре кино — изобретение профессором раствора, оживляющего части тела. После его смерти от инфаркта ассистент Корн оживляет голову ученого и с ее помощью проводит научные эксперименты.

Однако Корну так и не удается получить от доктора секретную формулу раствора. Доуэль умирает, ассистента называют преступником. В фильме сыграли популярные советские актеры — Ольгерт Кродерс, Игорь Васильев, Валентина Титова и другие. Некоторые цитаты из романа вошли в фильм.

Если добродетель не может торжествовать, то, по крайней мере, порок должен быть наказан.

Правдивость — плохой объект для иронии.

Материал подготовила: Марина Галоян

Использован материал с сайта: 24smi.org

Лента

Рекомендуем посмотреть