«Нельзя слишком удаляться от истоков, из которых мы черпаем»: высказывания «Величайшего из ныне живущих композиторов» Кшиштофа Пендерецкого - RadioVan.fm

Онлайн

«Нельзя слишком удаляться от истоков, из которых мы черпаем»: высказывания «Величайшего из ныне живущих композиторов» Кшиштофа Пендерецкого

2019-11-23 21:34 , Культура, Шоу бизнес, 2153

«Нельзя слишком удаляться от истоков, из которых мы черпаем»: высказывания «Величайшего из ныне живущих композиторов» Кшиштофа Пендерецкого

Выдающийся польский композитор и дирижер армянского происхождения Кшиштоф Пендерецкий, ставший олицетворениемединства и дружбы двух народов, сегодня, 23 ноября отмечает свой 86-й день рождения.

Маэстро в одном из своих интервью признался, что его музыка – это средство общения с другими людьми.

«Я пишу музыку, которая часто является абстрактной формой общения. Я всегда замечаю, что моя музыка волнуетлюдей. Например, во время вечера камерной музыки я видел, каклюди плакали. Это значит, что музыка важна для них. Они понимают музыку, они чувствуют то, что хочет сказать композитор. Для композитора очень важно, когда люди понимают его музыку».

Кшиштоф Пендерецкий родился в 1933 году. Известно, что среди его предковбылиполяки, украинцы, немцы и армяне. Во время своего первого визитав Армению он сказал, что счастливвернуться домой.

«Мама моя была армянка и принадлежала к григорианской церкви. В Польше жили армяне, бежавшие из Турции и Ирана. Во Львове и Станиславе их было особенно много. Бабушка рассказывала, что их семья родом из Исфахана — это такой город в Иране. Так что южная кровь во мне тоже бродит».

Кшиштоф Пендерецкий – трижды лауреат премии «Грэмми», дважды получал премию «Эмми», лауреат многих государственных премий. Почетный доктор и профессор многих музыкальных учреждений.

Во время своего последнего визита в Армению маэстро неожиданно признался, что на его творчество значительное влияние оказал Комитас:

«Это удивительное и экстраординарное явление, когда композитор к тому же и герой, а Комитас именно таков».

Что касается музыки армянских композиторов в целом, то Пендерецкий не называет себя недостаточно сведущим в этой области:

«Я не знаком с музыкой многих армянских композиторов. Арама Хачатуряна я, конечно, знаю, он был у меня в гостях, я знаю его не только как великолепного композитора, но и как очень хорошего человека».

В ноябре 2013 года указом тогдашнего президента Республики Армения Сержа Саргсяна Кшиштоф Пендерецкий был награжден медалью 1 степени «За заслуги перед Отечеством». Награду композитору вручила тогдашнийминистр культуры Асмик Погосян. А 80-летний юбилей маэстро в Армении был отмечен циклом мероприятий.

«Часто не получается, но стараюсь хотя бы раз в год бывать здесь. Явосхищаюсь армянским народом. Армяне очень дружелюбные, здесь всегда можно прекрасно провести время».

И сегодня по случаю дня рождения маэстро, по праву носящему титул «Величайшего из ныне живущих композиторов», мы решили собрать высказывания Кшиштофа Пендерецкого – человека, которым равно гордятся Армения и Польша.

«Я пишу музыку, потому что люблю ее».

«Я не оставляю в своих произведениях никакой свободы для исполнителя, поэтому репетиции для меня очень важны».

«Для меня главным импульсом стала работа в студии электронной музыки, которая возникла в Варшаве еще в 1950–х годах. Я слушал много музыки, причем такой, какую раньше не мог себе даже вообразить. Именно из–за этого я заинтересовался авангардом. Так появились мои первые по–настоящему авангардные сочинения — «Флуоресценции», «Анакласис», «Полиморфия», «Плач по жертвам Хиросимы»»...

«Композитор не пишет в одном стиле, а ищет разные другие возможности».

«Всегда есть что–то толкающее человека не останавливаться на достигнутом, а искать дальше и дальше. Причем искать не только впереди, но и позади. Нельзя слишком удаляться от истоков, из которых мы черпаем».

«Был период, когда я занимался самыми разными вещами, в том числе такими, которые мне самому претили. Но я должен был доказать, что у меня есть индивидуальность, что я пишу музыку, какой никто другой не напишет. Многие из тех, кто пошел за авангардом, не осмелились вернуться назад. А я осмелился».

«Я считаю, что настоящую симфонию — не по формальным признакам, а по сути — может написать только зрелый человек. Тот, у которого уже есть пережитый эмоциональный, чувственный опыт, который познал страдание и драматизм жизни — тогда ему есть что сказать людям. Сейчас я нахожусь как раз в таком возрасте, когда нужно писать симфонии».

«Я придерживаюсь убеждения, что Бог един для всех: и для армян, и для католиков, и для протестантов. И на каком языке ему молиться — это каждый выбирает для себя сам».

«Художник — это, в сущности, ремесленник. Я стараюсь писать произведение как можно профессиональнее, а музыка приходит сама».

«Я пишу по заказу так же, как сапожник шьет сапоги: стараясь как можно лучше выполнить заказ, чтобы у него заказывали и другие. Это производственная необходимость: я ведь в жизни ничего другого не делал — только писал музыку».

«Слушать классическую музыку – это как читать философские трактаты».

«У меня есть свое собственное звуковое воображение, а также собственное чувство времени. Важнее всего для меня форма, она должна быть выверена. Я всегда начинаю произведения с формы – не с темы, а с графического наброска всего произведения. Только потом я заполняю все белые пятна».

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть