Осенью этого года отмечался 150-летний юбилей со дня рождения известного русского художника Серебряного века Филиппа Андреевича Малявина, человека, судьба которого была преисполнена взлетов, падений и парадоксов. Художника, вышедшего из низов, добившегося мировой славы, потерявшего ее и закончившего жизнь на чужбине.
Филипп Малявин. Автопортрет
Живопись Филиппа Малявина даже специалисты до сих пор не могут отнести в полной мере ни к одному направлению искусства, когда-либо существовавшему. Он сумел соединить традиционные приёмы импрессионизма с манерой модерна, сохранив при этом реалистический стиль письма. Такой художественный микс привел к рождению нового неповторимого стиля — «малявинского» - яркого, экспрессивного, динамичного. Ммногие искусствоведы считают, что творческое метание между стилями на пути к собственной манере в какой-то мере роднят «малявинские» холсты с произведениями Густава Климта.
Филипп Андреевич родился в обнищавшей многодетной крестьянской семье Молявиных в 1869 году селе Казанка Самарской губернии. Рисование всегда очень сильно привлекало Филиппа. Однажды странствующий монах, знакомый семьи Молявиных, увидев работы подростка, предложил отправиться с ним в Грецию на Афон в монастырь святого Пантелеймона учиться иконописи. 16-летний Филипп, недолго думая, сразу же согласился идти вместе с паломником.
Прибыв в Афон, Малявин быстро освоил азы и тайны иконописи, так как был талантлив, сообразителен и трудолюбив. Однако вскоре юный послушник начал потихоньку добавлять в устоявшиеся каноны свои элементы, проявляя непозволительное своеволие и дерзость в изображении святых ликов, чем очень огорчал настоятеля монастыря и когда Филиппа призвали на военную службу, настоятель вздохнул с облегчением.
Однако, послужить призывнику Малявину не удалось. Набожный чиновник, руководивший призывом, узнав о его таланте живописца, выдал рекруту «белый билет» и за казенный счет отправил обратно на Святую гору в греческий монастырь.
Но на этот раз Филипп пробыл в монастыре совсем недолго, потому как судьба снова круто развернула жизнь крестьянского парня. Его заприметил известный скульптор Владимир Беклемишев, который в 1891 году посетил Афон. Пораженный живописью Малявина, он пообещал оказать содействие при поступлении Филиппа в Петербургскую Академию Художеств, если тот согласится поехать с ним в столицу.
Таким образом, в 1892 году Малявин становится вольнослушателем отделения живописи Академии художеств. Сам Илья Репин, в будущем покровительствующий юному таланту, был среди его учителей, а среди сокурсников - И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова. Самобытность таланта, трудолюбие, целеустремленность довольно скоро принесли Малявину широкую известность. Картины даровитого академиста с завидным постоянством приобретал для своей галереи московский коллекционер-меценат П. М. Третьяков, что по тем временам считалось наивысшей оценкой таланта.
Заканчивал Академию художеств Малявин уже известным мастером живописи. Газеты наперебой писали о том, что заказы на создание портретов поступают к даровитому студенту в огромном количестве. И в действительности его доход вызывал немалую зависть и у сокурсников, и у некоторых учителей.
И можно ли было подумать всего несколько лет тому назад, что сын бедного крестьянина проделает путь «от никому не известного послушника монастыря, до петербургского модного живописца».
В 1900 году за работу «Смех» художник был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Небывалый интерес у европейской публики вызвало импрессионистическое изображение русских баб в красных одеждах на зеленом лугу, а также сочный колорит и размашистая импрессионистическая манера письма мастера. К слову, сейчас это уникальное творение Филиппа Андреевича находится в Музее современного искусства в Венеции. В Западной Европе хранится также немалая часть наследия художника из знаменитого «Крестьянского цикла' и большая часть произведений периода иммиграции.
И тогда, вначале 1900-х, став членом «Союза русских художников», Малявин с подачи Ильи Репина успешно участвовал в выставках Товарищества передвижников. Вскоре художник покинул аристократический Петербург и поселился вместе с семьей в собственной усадьбе под Рязанью, лишь временами наезжая в столицу, чтобы вынести на суд зрителя очередную свою работу.
Так, в 1906 году Малявин «прогремел» еще одной картиной — она называлась «Вихрь». «Пестрая драпированная неразбериха, подобная ковровой расцветке, где буйство ярких красок и их динамичное движение буквально кружит голову зрителю», - так в нескольких словах характеризовали это произведение специалисты.
Нужно заметить, что на полотнах Малявина того периода впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу огненно-алый и все оттенки красного цвета. В том же году 37-летний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и командирован от Академии на три года за границу.
А когда художник вернулся на родину, он вновь заставил заговорить о себе, правда, уже критично и безапелляционно. «Семейный портрет», выставленный на всероссийской выставке, критики единодушно признали художественным фиаско живописца. С тех пор Филипп Малявин практически перестал выставляться, при этом продолжая интенсивно работать в своем имении. Писал заказные портреты, занимался станковой графикой, писал авторские копии из уже написанных образов крестьянок. Именно к этим героиням он относился с особым трепетом, как в живописи, так и в графике. Они в его работах всегда были как будто на мгновение выхваченными из жизни: их позы, движения, жесты были удивительно точны и правдоподобны.
И «малявинские» крестьянки до сих пор навевают зрителю мысли о радости жизни, безудержном веселье, широте народной души, об эмоциональном вихре красок и чувств.
Послереволюционный 1920 год художник переехал в Москву, и сразу же был делегирован «Союзом русских художников» в Кремль для зарисовок с натуры самого вождя революции и его соратников. С Лениным Малявина познакомил Луначарский, и Ильич позволял художнику беспрепятственно посещать не только Кремль, но и бывать у себя на квартире.
Однако у Филиппа Малявина с советской властью не сложилось – новая реальность оказалась не для него. Командированный от нового государства в 1922 году для устройства персональной выставки за границу, он в Россию больше не вернулся. Художник навсегда обосновался во Франции, где какое-то время плодотворно работал и выставлялся, не имея уже того ошеломительного успеха. Находясь вдали от родной земли, живописец теперь частенько говорил, что вне родины искусства нет.
Ностальгия по той, былой родине, угнетала мастера все последующие годы, проведенные в иммиграции.
Из шумного Парижа вскоре Филипп Андреевич переселился в Ниццу. И с 1930 года Малявин неоднократно организовывал персональные экспозиции в разных европейских городах. Но от былой славы и признания художника практически не осталось и следа.
А в 1940-м случилось непредвиденное. В поисках частных заказов, оказавшись на оккупированной Германией территории Бельгии, Малявин был арестован фашистами по подозрению в шпионаже. Не зная, кроме русского, никаких других иностранных языков, он не смог объяснить в гестапо ни причины пребывания на бельгийской земле, ни то что он всего-навсего художник, пишущий портреты на заказ. А отпущен Филипп Андреевич был, благодаря счастливой случайности, поскольку отделением гестаповцев, арестовавшим художника, руководил офицер, который умел рисовать и разбирался в искусстве.
Из Брюсселя в Ниццу 70-летний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Это вынужденное путешествие и потрясение, испытанное художником при аресте, не прошло для него даром. Он вернулся измученным, истощенным, да еще и желтым - у него разлилась желчь. Дома Малявин тут же слег, его доставили в больницу, откуда он уже не вернулся...
В декабре 1940 года Филиппа Андреевича Малявина не стало. «… Дочери для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга».
Источник – kulturomania.