Значительная часть полотен на армянскую тему в эпоху позднего средневековья была создана в жанре ориентализма. Ориентализм (от лат. Orient – Восток) — стилистическая тенденция в искусстве 18-20 вв, нацеленная на воссоздание образа Востока как особого мира, противовостоящего культуре Запада и одновременно дополняющего ее. Ориентализм в искусстве является проявлением романтизма, когда художники изображали идиллический мир иллюзий, хотя частично прослеживается уже с эпохи Возрождения. Начиная с периода рококо во французском искусстве XVIII века возникла мода на «тюркери» (туретчину), нашедшая отражение в творчестве Жана-Батиста Ван Ммура, Ж-Э. Лиотара, А. де Фавре, живших в Турции и писавших, помимо сцен из «восточной жизни», портреты «а ля тюркери», изображавшие европейских аристократов в соответствующих костюмах и антураже. Реалии Ближнего и Среднего Востока воспринимались в первую очередь как привлекательные экзотические образы.
Жан-Батист Ван Мур (1671-1737гг) – фламандский художник, проживший более 30 лет в Османской империи и который оставил после себя бесценное наследие: художественные свидетельства, которые можно так же охарактеризовать как исторические иллюстрации многих аспектов жизни османского общества XVIII в.: от дипломатических приемов во дворце Топкапы до сюжетов из жизни многонационального стамбульского населения в «период тюльпанов» именно так называлось время правления султана Ахмеда III с 1703 по 1730 г.
Жан-Батист Ван Мур. Прием посла Франции, виконта д'Андресе у султана Ахмеда III
Его можно по праву считать одним из основоположников направления ориентализм в изобразительном искусстве эпохи Просвещения, его творчество оказало заметное влияние на европейское искусство XVIII-XIX столетий. Художник в большей степени, чем любой другой европейский живописец, повлиял на формирование образа восточного султаната в Европе.
Жан-Батист Ван Мур. Сценка в султанском гареме
Первые шаги в изобразительном искусстве Ван Мур сделал в мастерской французского художника Жака-Альбера Жерона. Очень скоро его собственные работы привлекли внимание государственного деятеля – маркиза Шарля де Фериоля, который слыл почитателем искусств.
Маркиз Ш. де Ферриоль, в 1699 году назначенный послом при османском дворе пригласил Ван Мура в состав посольской делегации в качестве официального художника. Благодаря этому стечению обстоятельств фламандец оказался в Турции, с которой он связал всю свою оставшуюся жизнь, прожив там более тридцати лет. 27 ноября 1725 года, по протекции французского посла маркиза де Боннака, Ван Мур получил официальный титул «Художник Его Королевского Величества на территории Леванта». Уезжая, посол де Ферриоль заказал Ван Муру 99 портретов представителей турецкого двора и различных диаспор Стамбула.
Жан-Батист Ван Мур. Турецкий влюбленный в знак своей любви ранит руку перед своей возлюбленной. Гравюра
На основе этих картин была создана и опубликована коллекция гравюр. Первое ее издание – «Сто гравюр с изображениями различных жителей Леванта, выполненных по картинам, написанным с натуры в период с 1707 по 1708 год по заказу маркиза де Ферриоля...» («Recueil de cent estampes representant differentes nations du Levant tirees sur les Tableaux peints d'apres Nature en 1707 et 1708 par les Ordres de M. de Ferriol Ambassadeur du Roi a la Porte et gravees en 1712 et 1713 par les soins de M. Le Hay») – вышло в 1712 году. Серия имела большой успех в странах Западной Европы, было выпущено много переизданий. Так взошла звезда славы художника Ван Мура.
Жан-Батист Ван Мур. Армянский архитектор. Гравюра
Так, в 1727 году голландский посол Корнелис Калкен попросил Ван Мура изобразить его прием у султана Ахмеда III. Ванмуру позволили присутствовать в султанском дворце во время приема: он сопровождал посла и его свиту. Спустя несколько лет, когда Калкен был назначен послом Голландии в Дрездене, он увез с собой в Германию ряд картин художника. Калкен, не имевших прямых наследников, скончался в 1762 году, в своем завещании особо выделив один пункт – он запретил унаследовавшим его имущество родственникам продавать полотна Ван Мура. В настоящее время почти все они находятся в Голландском художественном музее (Rijksmuseum).
Конечно, в своих многочисленных работах Ван Мур не мог обойти стороной армянскую тему, запечатлев быт армян, живущих в Османской империи. В наше время известно четыре полотна Ван Мура, героями которых являются армяне.
Армянская Свадьба
Это полотно, как, впрочем, и остальные, было создано в 1720-х гг и в настоящее время находится в Амстердаме – в том самом Rijksmuseum-е. На полотне изображено, как армянская свадебная процессия проходит в церковь. Сначала идут музыканты, а за ними следует жених в сопровождении молодого человека с саблей. Затем приходят отец жениха, священник и женщины, в том числе невеста, одетая в красное платье.
Армяне играют в карты
На этом полотне художника мужчины и женщины играют в карты. Атмосфера неформальная: человек на переднем плане проявляет живой интерес к своему обеденному партнеру. Как и во всех своих работах Ван Мур точно задокументировал детали одежды, которую обычно носили армяне.
Беседа
Здесь Ван Мур демонстрирует армянский интерьер: женщины и мужчины ведут беседу за чашкой кофе. Эта картина также известна под названием «Армянские женщины пьют кофе» и также находится в Голландском музее.
Армянские вышивальщицы
Это полотно Ван Мура сегодня находится в Стамбульском музее и представлено в экспозиции как «Женщины-вышивальщицы».
Материал подготовила: Тамара Хачатрян