Онлайн

«Спаситель Мира» Леонардо так и не выставлен в Лувре: самое дорогое произведение искусства пропало без вести?

2019-11-02 17:01 , Культура, Шоу бизнес, 183

«Спаситель Мира» Леонардо так и не выставлен в Лувре: самое дорогое произведение искусства пропало без вести?

24 октября отрылась выставка в Лувре, посвящённая 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи. И теперь можно однозначно ответить на один из самых интригующих вопросов, связанных с экспозицией: «Спасителя Мира» на ней нет. Во время пресс-показа кураторы уклонялись от ответов на вопросы о местонахождении знаменитой картины, выражая надежду, что она появится к моменту публичного открытия. Теперь можно с уверенностью сказать, что самое дорогое произведение искусства из когда-либо проданных на аукционе пропало без вести.

По словам кураторов, Лувр готов принять «Спасителя Мира» даже в середине срока работы выставки. Музей подготовил два каталога для показа — один с репродукцией панели, другой без.

«Спасителя Мира», который поразил воображение миллионов не столько своим мрачным видом, сколько ценой и международной интригой, в последний раз публика видела в конце 2017 года. Это было на аукционе Christie’s в Нью-Йорке, где он был продан за колоссальные 450,3 миллиона долларов.

Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди), 1500г

Но даже до своего исчезновения работа породила споры между искусствоведами, многие из которых отказывались согласиться с её атрибуцией. Одни считают, что её автор — сам Леонардо да Винчи, другие — что он и его мастерская, а третьи заявляют, что она полностью выполнена учениками. Кураторы выставки заявили, что не примут решения об атрибуции «Спасителя Мира», если произведение не войдёт в показ.

После того, как картину приобрёл в 2017 году анонимный покупатель — по слухам, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман — было объявлено, что она будет выставлена в Лувре Абу-Даби. Интрига усилилась, когда панель не появилась в экспозиции в сентябре 2018 года, как планировалось. Все следы ведут к яхте бен Салмана.

Несмотря на отсутствие самой дорогой в мире картины, посетители останавливаются, чтобы поломать голову над похожей работой, которую Лувр атрибутирует «мастерской Леонардо да Винчи». Это менее известный «двоюродный брат» «Спасителя Мира» — так называемая «версия де Гане» (раньше картина входила в коллекцию маркиза де Гане в Париже.) Ранее её приписывали ученику Леонардо Марко д’Оджо или — что более спорно — самому Леонардо. По крайней мере, на последнем настаивала искусствовед Джоан Сноу-Смит, которая в 1978 году написала в статье, что изображение было создано «между 1507-м и 1513 годами, когда художник находился на службе у Людовика XII».

«Спаситель Мира (версия де Гане)», представленный в Лувре на выставке к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи

Картина почти того же размера, что и пропавшая, и обе они написаны на панелях из ореха. Однако на «версии де Гане» борода Христа гораздо более заметна, чем на «исчезнувшей» картине, и прописана более тонко. Лувр считает, что менее известная работа датируется 1505 — 1515 годами. На выставке её окружают два наброска Леонардо красным мелом с изображением рукава одеяния Спасителя. Они предоставлены для выставки Королевской коллекцией Великобритании.

Как пишет The Art Newspaper, для «неуловимой» панели отведено место в последнем экспозиционном зале выставки напротив «версии де Гане».

По материалам Аrtnet.News.

Лента

Рекомендуем посмотреть