Рассказы о ходячих мертвецах, высасывающих кровь, можно найти практически во всех культурах мира, даже в самых древних. Так, в вавилонской демонологии есть упоминание о Лилу – вампироподобных духах, кровососущие акшары – демонессы, под покровом ночи убивающие новорожденных младенцев и беременных женщин, – встречаются еще в более ранней шумерской мифологии. Даже древнеегипетские мифы утверждают, что богиня Сехмет могла подавить свою жажду настоящей крови, только если ей подавали напиток такого же цвета. Вампиры есть и в армянской мифологии.
По случаю приближающегося «самого жуткого праздника» в году – Хэллоуина, мы решили собрать самые распространенные легенды о нечисти – какими же представляли разные народы мира вампиров?
Индия
В индийской мифологии есть предания о веталах – вампироподобных злых духах, входящих в свиту бога Шивы.
Веталы вселяются в мертвецов и заставляют их действовать подобно живым. Труп при этом перестает разлагаться и ходит по миру, словно зомби. Все это веталам нужно не для того, чтобы питаться кровью, мозгом и другими органами человеческой плоти, а… из зависти.
Китай
В древнем Китае тоже существовал «аналог» вампира, которого называли Хромающий труп. Правда, питался он не кровью, а жизненной «эссенцией» человека – так называемой энергией ци. Мудрые китайцы как всегда подметили куда больше, нежели европейские народы, и в общем-то попали в точку. Ведь в современной популярной психологии тоже существует термин «вампиризм», который обозначает способность некоторых людей буквально «высасывать» из других их жизненную» силу и энергию.
Древний Рим
В Риме призраков, сосущих кровь, называли ламиями, эмпузами и лемурами. Среди них – ночная птица Стрикс, питавшаяся человеческой кровью и плотью. Именно от названия этой птицы образовано румынское слово стригой (вампир, ведьма, в которых превращаются повешенные – NS), как и албанское Штрига. Хотя сами мифы об этих существах имеют по большей части славянское происхождение.
Славянские страны
Если верить славянским мифам, упырем (вурдалаками вампиров стали называть «с легкой руки» Пушкина, написавшего в 1836 году одноименное стихотворение) мог стать любой, кто был рожден в «рубашке», с зубами и хвостом, кто был зачат в определенные дни, кто умер «неправильной» (неестественной, преждевременной) смертью, кто был отлучен от церкви и над кем были совершены неправильные похоронные ритуалы. Для того чтобы покойник не стал вампиром, в гроб к нему следовало положить распятие, а под подбородок – какой-нибудь предмет (чтобы мертвец не съел похоронный саван). Еще можно было приколотить одежду умершего к гробу или положить туда опилки. Считается, что вампиры страшно любят что-нибудь пересчитывать, поэтому, пока проснувшийся мертвец пересчитывает каждую из этих опилок, он попросту умирает. Вдобавок к этому можно проколоть тело мертвеца шипами или кольями (отсюда традиция вбивать кол в могилу), пригвоздив его таким образом к земле. Еще одно верное и всем известное средство против вампиров – чеснок.
Уже упомянутый стригой – румынский «вариант» вампира. Он похож на упыря, в том числе, и тем, что был рожден в рубашке или с каким-нибудь изъяном, например, с хвостом или лишним соском. Кроме того, он мог быть рожден слишком рано или умереть «неправильной» смертью. Распознают вампира по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или по положению одной из ступней, если та находится в углу гроба. Поэтому могилы часто были открыты (например, после смерти ребенка еще три года), чтобы можно было проверить покойника на склонность к вампиризму.
Цыгане
Самое известное вампироподобное существо у цыган называют Кали. На самом деле это индийское божество с клыками, увешанное гирляндами трупов и черепов и имеющее четыре руки. Храмы Кали расположены возле тех мест, где проводят кремацию.
Армения
Армения, безусловно, страна многочисленных мифов и легенд. Большинство из них до сих пор мало известны в мировой культуре, тем не менее, время от времени легенды Армении доходили и до Западной Европы.
До наших времен сохранился редкий рассказ о вампирах, записанный неким путешественником, побывавшим в Армении. В своей книге «Закавказье: зарисовки народов между Черным и Каспийским морями», опубликованной в 1854 году, барон Август фон Гакстгаузен, упоминает рассказ об «армянском вампире», известном местным жителям как Даханавар или Дашнавар.
Та вот, согласно легенде, был вампир Даханавар, который жил в горах Ультмиш Альто-Тем. Он был очень нелюдим и не любил, когда кто-то вторгался на его территорию среди гор и долин. Но когда все еж кто-то проникал на его территорию, то Даханавар нападал на них ночью и убивал их высасывая у них всю кровь. Но со временем люди узнали о существовании вампира и ему пришлось уйти с гор и долин.
Рассказ о Даханаваре, записанный в 1854 году бароном Августом фон Гакстгаузен:
«Однажды в этой пещере поселился вампир, по имени Даханавар, который ненавидел всех, кто проникал в долины и горы — места своего обитания.
Каждый, кто так или иначе проникал на территорию Даханавара погибал от рук вампира, который настигал их ночью и высасывал кровь из пяток.
Тем не менее, два хитроумных парня, проходя через владения вампира легли спать, прикрывая пятки друг друга. Монстр явился ночью, пощупав спящих, он нашел сперва голову, и продвинувшись дальше – в противоположном конце тела он также нащупал голову.
«Как?! - воскликнул он. - Я прошел через все 366 долин этих гор и высосал кровь у многих людей, но я никогда и никого не видел с двумя головами и без ног!». С тех пор вампира не видели в этих краях, а люди таким образом узнали, что в горах есть 366 долин».