Онлайн

Хэллоуин на холсте: потусторонний мир в мировом искусстве

2019-10-31 19:49 , Культура, Шоу бизнес, 192

Хэллоуин на холсте: потусторонний мир в мировом искусстве

В ночь, когда истончается граница между мирами, ведьмы начинают свое колдовство, призраки готовятся явиться припозднившимся путникам на перекрестках… В сегодняшней публикации собраны самые пугающие существа в искусстве.

Ведьмы

Слово «ведьма» происходит от старославянского «вѣдати» — знать, ведать. Их уважали и боялись, к ним ходили за советом и помощью — излечиться от болезни или же наслать её на врага. Ведьмам приписывались самые разные навыки: полеты на метле, обращение людей в вурдалаков, управление погодой, урожаем, мыслями простых смертных. Ведьм обвиняли в краже младенцев и совращении мужчин. Тех, кого могли счесть ведьмой (а в Средние века к этому приводили и необычные родинки, и рыжие волосы), нередко изгоняли и даже жгли на кострах. Ужасы Святой инквизиции и охота на Салемских ведьм до сих пор будоражат умы художников и режиссеров.

Эдвард Фредерик Брютнол. Визит к ведьме, 1882г

Ведьмы появляются в живописи начиная со Средних веков. Часто это уродливые старухи с безумным, демоническим взглядом — их дьявольские злодеяния со временем проступают на лицах. Иногда же это юные девушки удивительной красоты, дарованной им темными силами. Согласно поверьям тех времен, ведьмой можно было стать, заключив договор с дьяволом: принеся ему в дар младенца, монетку или локон волос, новообращенная получала метку дьявола и дар колдовства.

Давид Тенирс Младший. Пьющие и курящие крестьяне, 1650-е

Шабаш ведьм происходит один раз в год, в Вальпургиеву ночь. В ночь с 30 апреля на 1 мая отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским временам, одно из его названий — Бельтайн. В Европе было принято отмечать его разжиганием костров, на которых иногда ритуально горели чучела ведьм.

Франсиско Гойя. Ведьмы в воздухе, 1798г

Во время шабаша ведьмы слетались на метлах и ступах к горе, традиционно являвшейся главным местом их сбора в регионе: Лысая гора у славян, гора Блокен у германцев, гора Блокула в Швеции и т. д. На шабаш являлся и сам Сатана — колдуньи докладывали ему о совершенных ими деяниях, кружились в магических плясках, пили вино из коровьих копыт и лошадиных черепов. Потусторонний праздник нередко заканчивался оргией, а на рассвете ведьмы возвращались домой.

Ян Люйкен. Сожжение, XVI век. Гравюра

Франсиско Гойя. Трибунал инквизиции, 1814г

Сальватор Роза. Шабаш, 1654г

Джон Уильям Уотерхаус. Магический круг, 1886г

Вампиры

Мало кто из нечисти вызывает такой интерес у художников, писателей и кинематографистов, как вампир. И если сегодня это, в основном, предмет воздыханий подростков, неравнодушных к бледным юношам из литературных саг, то пару веков назад вампиры, упыри и стригои рождали неподдельный ужас в душах простых людей.

Эдвард Мунк. Вампир, 1895г

Вампирами называли мертвецов, встававших по ночам из могилы, чтобы пить кровь у живых. Они могли обращаться в летучих мышей и насылать кошмары. Вампирами становились самоубийцы, преступники, колдуны и те, кто умер от укуса вампира.

Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Вампир, 1897г

Легенды о кровососущих монстрах есть в большинстве известных культур начиная с древнейших времен. У шумеров существовали поверья об ашкарах — демонических женщинах, охотившихся во тьме на младенцев и беременных женщин. Вампиры существовали и в верованиях Вавилона (демон Лилу), и в Индии (Веталы), и даже в Китае (Чианши — вампир, питавшийся не кровью, но жизненной энергией ци жертвы). В Древнем Риме вампиров называли ламиями, а также верили в существование птицы Стрикс, питавшейся по ночам плотью и кровью людей. От ее имени произошли румынское «стригой» и албанское «стрига».

Джон Уильям Уотерхаус. Ламия, 1905г

Вильям Адольф Бугро. Данте и Вергилий в аду, 1850г

Призраки

В живописи существуют самые разные трактовки и интерпретации образа привидения. В широком смысле это бесплотный неуспокоенный дух, вернувшийся на землю наказать обидчика, подсказать живым что-то важное или же забрать новые души со собой в потусторонний мир.

Поль Гоген. Дух мертвых не дремлет, 1892г

Призраки существуют в верованиях практически всех народов. Призраки были известны и в античности. Философу-стоику Афинодору однажды явилось привидение старика, опутанного цепями. Приведя Афинодора во двор дома, видение исчезло. Когда же философ произвел раскопки на месте, указанном духом, то нашел скелет и цепи. После захоронения призрак старика больше не являлся.

Генри Джастис Форд. Афинодор и призрак, ок. 1900г

Со времен романтизма многие художники черпали вдохновение в творчестве Уильяма Шекспира, изображая призраков из его произведений. Таков образ Банко — военачальника, убитого Макбетом. Он олицетворяет собой пробуждение совести главного героя, являясь ему во время пира. Призрак отца Гамлета также часто появляется в живописи. Он является несколько раз, призывает сына к отмщению — призрак требует наказания Клавдия, своего убийцы, обольстившего к тому же его вдову Гертруду. Однако он демонстрирует и великодушие, прощая супругу.

Иоганн Генрих Фусели. Гамлет и призрак его отца, 1796г

Теодор Шассерио. Макбет, видящий призрак Банко, 1855г

Чрезвычайно распространены изображения призраков и в японской культуре. В кайданах (пугающих историях о встрече со сверхъестественным) часто упоминаются юрэй, призраки умерших, чья отличительная особенность — отсутствие ног. Юрэй становятся погибшие насильственной смертью, те, над кем не совершили обрядов для упокоения души, не завершившие важные дела на земле. Другой персонаж японской мифологии — онрё, обиженный, мстительный дух, вернувшийся ради мести, восстановления справедливости или реализации проклятья. Типичным онрё является женщина, погибшая из-за злого умысла супруга.

Кацусика Хокусай. Мистический дух, 1800-е

Кацусика Хокусай. Явление онрё зимней ночью, 1808г

Образ онрё хорошо известен в массовой культуре — это распущенные черные волосы, белые погребальные одежды и мертвенная, синеватая бледность.

Кацусика Хокусай. Призрак Оивы, 1832г

Демоны

Изначально демоны, сверхъестественные сущности, могли быть как добрыми, так и злыми по отношению к людям. В иудаизме существует легенда, что демоны были созданы Богом перед первой субботой. Ночь наступила раньше, чем он доделал их, а потому демонам не досталось тел. Они обитают между землей и луной, предпочитая пустынные оскверненные места.

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте, Ад, 1861г

Христианская традиция считает бесов и демонов злобными слугами Сатаны, обитающими в аду и появляющимися на земле, чтобы склонить людей к греху. Гримуары, книги ведьм и колдунов, содержат множества описаний демонов, их имена, звания и способности, способы призыва демонов и их возможности.

Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ (из серии «Капричос», лист 43), 1799г

Утагава Куниёси. Диптих: Истории о призраках. Кошачий демон Оказаки, 1850г

В живописи прослеживается эволюция образа демона. В Средние века и Ренессанс это, в основном, злобные и пугающие существа, наделенные, хвостами, рогами, складчатыми крыльями и клыкам. В эпоху романтизма же демоны «очеловечиваются», становясь почти трагическими образами падших ангелов, страдающих душ.

Михаил Врубель. Демон сидящий, 1890г

Лента

Рекомендуем посмотреть