Легендарный музыкант Фрэнк Заппа однажды спросил у своего друга Стаса Намина: «Ты в этой жизни делаешь деньги или историю?». Стас засмеялся и ответил: «Ни то и ни другое». Заппа другого ответа и не ожидал.
Стасу Намину удалось стать легендой и культовым персонажем целого культурного пласта второй половины XX века, поэтому он не нуждается в особых представлениях. Одни только имя с фамилией уже являются словосочетанием вполне самодостаточным. Музыкант, продюсер, художник, фотограф, режиссер, путешественник и новатор различных направлений творчества. Список его занятий и заслуг можно продолжать бесконечно. Сам он считает, что важна не разносторонность, а результат и достижения в каждой из этих сфер.
Зарисовка из детства
Казалось бы, внук самого Анастаса Микояна (многолетнего члена президиума Верховного Совета Советского Союза) мог сделать себе головокружительную карьеру в любой международной организации или стать не менее влиятельным политиком, а стал музыкантом, да еще и неугодным власти. Разве можно себе такое представить? Даже сам Стас не считал свое юношеское увлечение музыкой чем-то серьезным и уж тем более не собирался посвящать этому всю свою жизнь.
Стас Намин в детстве
Первую пластинку Стас привез послушать своему деду Анастасу Микояну. Тот удивился, почему на диске написано «Группа Стаса Намина». Внук с иронией объяснил ему, что фраза «Группа Микояна» намекала бы на антиправительственную организацию.
Стас Намин родился 8 ноября 1951 года в семье военного летчика Алексея Микояна и его жены Нами. Семья Микоянов, как известно, была далеко не среднестатистической. Дед всегда занимал важные государственные посты. Его брат был знаменитым авиаконструктором самолетов «МиГ». Детство Стас провел с родителями по военным гарнизонам Беларуси и Германии, куда отца направляли по службе.
Мама имела консерваторское образование, прививала сыну интерес к музыке и литературе, обучала английскому языку. В перерывах между «культурными часами» он сбегал на военный полигон (тогда они жили в Германии) и с другими мальчишками собирали неразорвавшиеся снаряды. Отец не раз пытался вразумить сына и объяснить, насколько это опасное занятие. А во время одного из тренировочных полетов снова увидел сына на полигоне. Тогда он резко спикировал на истребителе прямо над ребенком и проучил непослушного сына.
В 10 лет Стаса по настоянию папы и дедушки отдали в Суворовское училище, чтобы обуздать непокорный нрав и приучить к дисциплине. Семь лет, проведенных в училище, Стас Намин вспоминает с теплотой, хотя домой его отпускали не часто, поскольку отличными оценками и прилежанием он похвастаться не мог.
Стас Намин в Суворовском училище
К этому времени мама с отцом уже были в разводе и к воспитанию Стаса приобщился отчим – Василий Кухарский. Тогда он занимал пост замминистра культуры СССР. Отчиму было не по душе увлечение Стаса рок-музыкой и своенравное поведение. Но благодаря его окружению, юноша с детства был знаком со многими композиторами и другими известными личностями.
Роман Стаса Намина с роком
После окончания Суворовского училища перед Наминым встал вопрос о выборе жизненного пути. Сам Стас к тому периоду еще не определился, кем хочет стать, и какую профессию начать изучать. В итоге юноша поступил в институт иностранных языков, чтобы стать переводчиком. Но студенческая жизнь затянула парня настолько, что на учебу почти не оставалось времени, были сплошные «хвосты». Стас решил восстанавливать «подпорченную» репутацию на филфаке МГУ.
Там он с компанией студентов играл рок-н-ролл, устраивал вечеринки и бегал на свидания. Первый музыкальный коллектив Стаса Намина был укомплектован бывшими кадетами Суворовского училища и целый год они просуществовали под названием «Чародеи». А позже появилось трио «Политбюро» в составе Стаса, его двоюродного брата Алика Микояна и друга Григория Орджоникидзе. В одном из ДК им разрешили репетировать в «красном уголке» рядом с бюстом Ленина. Там они на гитарах исполняли хиты The Rolling Stones и Джимми Хендрикса. О существовании такого коллектива знали лишь посвященные.
Под запретом
А вот коллектив «Цветы», который сделал из Стаса Микояна знаменитого Стаса Намина, возник в 1969 году. Название появилось благодаря движению хиппи, которое называли «Дети цветов» и знаменитому фестивалю «Вудсток». Кстати, именно тогда Стас решил придумать себе псевдоним от имени мамы Нами, чтобы не компрометировать деда и отца.
Стас Намин и группа «Цветы»
Группе даже удалось выпустить на фирме «Мелодия» одну пластинку и выступить в нескольких домах культуры, после чего попасть в полную немилость власть имущих. Дело в том, что на одном из их концертов в клубе МГУ собралось так много людей, что пришлось перекрыть движение по улице. Естественно, реакция министерства последовала незамедлительно, и коллектив попал в черные списки неугодных. Тотальный запрет на группу «Цветы» оправдывали тем, что их музыка идет вразрез с общепринятым музыкальным стилем советской культуры и эстрады в частности.
Газетам и журналам было запрещено упоминать о «Цветах», и лишь иногда кое-какие песни пробивались к слушателям в виде одиночных записей.
Только в 1974 году группу приняли на работу в одну из филармоний и разрешили гастроли, но и этот период продлился недолго. После очередного конфликта, Министерство культуры запретило само название группы, и ребятам пришлось петь в «Группе Стаса Намина». Их музыку постоянно сравнивали с хитами группы The Beatles, а название запретили по причине пропаганды идей хиппи. Но простой народ, несмотря на все запреты, распевал любимые песни – «Звездочка моя», «Старый рояль», «Богатырская сила».
Антисоветское творчество
Ни о каких заграничных гастролях коллективу и мечтать не приходилось. Даже на выступления в домах культуры необъятной родины за группой в обязательном порядке ездили люди в штатском, а потом к ним подключилась и прокуратура. Им нужно было за что-то зацепиться, чтобы завести на Стаса Намина уголовное дело. В Минкульте не хотели, чтобы он занимался творчеством, имея диплом преподавателя русского и английского языков.
Музыкантам приходилось постоянно ухищряться, чтобы находить аппаратуру для выступлений, ведь ее выдавали только официально, а их игнорировали. Если группа выступала, значит, оборудование было нелегальным. Постоянные конфликты и гонения привели Стаса Намина к депрессии. Он решил бросить музыку и пойти учиться на режиссерские курсы. Кинематографическая система оказалась ничуть не лучше эстрадной. За первую же курсовую ему поставили низший балл, потому что его работа не вписывалась в понятия советского образа жизни.
Все же перед Олимпиадой в Москве Стасу Намину удалось вернуться на музыкальное поприще и заставить всю страну подпевать его хитам. Но даже такая безобидная песня, как «Мы желаем счастья вам», поначалу была запрещена в СССР. Она не прошла строгие жернова цензуры и заседания худсоветов и только в 1984 году впервые прозвучала в программе «Песня года».
Ветер перестроечных перемен
В 1985 группа участвовала в международном молодежном фестивале в Москве. И снова происходило это почти противозаконно. Индивидуального времени им, естественно, Минкульт не выделил, но музыканты из зарубежных групп включали их в свои программы.
Через некоторое время Стасу Намину с группой удалось вырваться на свои первые заграничные гастроли благодаря началу «перестройки». Его группа стала первым советским рок-коллективом, который выступил в Соединенных Штатах, а затем за несколько лет познакомил со своим творчеством все континенты. Там Стас наладил отношения со многими мировыми звездами, которые впоследствии приехали на организованный им в Москве рок-фестиваль в 1989 году. Такого столица СССР еще не видел, а сам Намин только и ждал, что придут люди из КГБ и непременно разгонят всю эту рок-тусовку.
Стас Намин организовал первый советский рок-фестиваль
Возрождение
В 1990 году группа приостановила гастроли, и Стас Намин окунулся в телепроекты и путешествия. Он выпустил цикл документальных программ «International Geographic» о знаменитых городах мира. Потом увлекся фотографией, живописью, театральной деятельностью.
В этот период он смог проявить все грани своего таланта и способностей продюсера. Стас организовывал гастроли мировых звезд, музыкальные фестивали, арт-выставки, создал «Центр Стаса Намина», который дал путевку в жизнь группам «Парк Горького», «Моральный кодекс», «Сплин» и другим.
Группа «Парк Горького»
Теперь его холдинг объединяет продюсерский центр, студию звукозаписи, концертное агентство, Московский театр музыки и драмы, галерею искусства, модельное агентство, журнал, дизайн-студию и другие проекты. Кроме этого, Стас Намин преподает в ГИТИСе и Московском гуманитарном университете.
В конце 1990-х годов он вернулся к музыкальному творчеству, выпустил несколько сольных альбомов. А в 2000 году возродилась и группа «Цветы» и уже много лет выступает в неизменном составе.
В публикации использованы материалы vmiremusiki.ru.