Эдмонда Кираз по праву считается самым ярким художником-карикатуристом современности, чьи иллюстрации стали неотъемлемой частью политики, нравов и убеждений на Западе, начиная с середины XX века.
Эдмонд Кираз родился в 1923 году в Каире (Египет) в семье армян. Его отец Левон Киразян был подростком, когда ему удалось бежать из Турции во времена Геноцида и с большими трудностями добрался до Египта.
Несмотря на то, что отец будущего художника так и не получил образования, он, кроме армянского, прекрасно владел еще несколькими языками – французским, турецким и арабским. Впоследствии именно благодаря этому ему удалось найти хорошую работу на новой родине – на протяжении долгих лет он руководил крупной каирской компанией Telegraph-Telephone. В Каире Левон и встретил Элиз Сетян, которая вскоре становится его женой. В семье, кроме Эдмона, было еще трое детей – два сына и дочь. Эдмон и его сестра Анаит – близнецы.
Вот как Эдмон Кираз рассказывает о семье в своей автобиографической книге «Биография и мемуары»:
«Отец назвал меня Эдмоном в честь известного французского драматурга Эдмона Ростана. Когда я был маленьким, отец брал меня с собой на работу и показывал своим коллегам рисунки своего «гениального» сына. Мать же моя была против этого: она всегда хотела, чтобы я отличился в банковской сфере.
Сначала я учился в каирской армянской гимназии Нубарян, потом – во французском колледже. Затем начал учиться играть на трубе. Мне было 10 лет, когда я нарисовал свою первую картину. Это была копия с итальянского полотна 17-го века – на религиозную тему. Я так нарисовал или, скорее, картина получилась такой, что на нее можно было смотреть со всех сторон. Мой отец подарил эту картину армянской церкви в Багдаде. И мне на удивление, все в этой картине видели какое-то чудо».
Уже в 17 лет Эдмон Кираз готовил иллюстрированные рассказы для местных газет на политические темы, которые пользовались большой популярностью. Очень скоро талант и остроумие молодого армянина были замечены за пределами египетской столицы – в Париже, куда в 1946 году Кираз и переехал для работы в известных французских изданиях.
«Я рисовал карикатуры на политические темы. Потом начал работать в арабских газетах, но поскольку я плохо разбирался в арабской политике, ко мне «прикрепили» корреспондента по политическим вопросам, который находил прекрасные сюжеты. Платили мне хорошо. И когда я сказал отцу, что намерен уехать во Францию, ему показалось, что я сошел с ума.
Вместе с друзьями мы уселись в первый же пароход, и отправились во Францию. Мы были преисполнены самых безумных надежд. В Париже меня привлекли не Эйфелева башня или Лувр, а местные женщины: они были настолько легки, что не причинили бы никакой боли, если бы случайно наступили мне на ногу. И тела этих худеньких парижанок, казалось, не подчинялись силе притяжения, они словно парили в воздухе. Их тоненькие ножки, обутые в туфли на высоких каблуках и вовсе не касались земли – они летали. А их легкие платья напоминали воздушные шары, подымающие их высоко в небо».
Напротив гостиницы, где поселился Кираз, находилась редакция газеты La Bataille («Борьба»). И он решил отправиться туда и показать свои рисунки. Рисунки сразу же понравились и посыпались заказы на новые. Так художник начал работать с ведущими парижскими изданиями - «Le Rouge et le Noir», «Samedi Soir» и «Ici Paris».
Во времена работы в издании «Ici Paris» («Говорит Париж») и была серия карикатур под названием «Les Parisiennes» («Парижанки»), которая принесла художнику небывалый доселе успех.
Художник и искусствовед Анж-Анри Пираджи в своей «Женщины, сотканные из эфира» написал:
«Когда в 1426 году Томазо Мозаччо нарисовал свое знаменитое полотно «Изгнание Адама и Евы из рая», оно вызвало бурю в западном искусстве. Это был первый случай в истории живописи, когда запечатленные на холсте персонажи крепко и твердо стояли на земле на своих ногах, то есть были вполне земными. Так начала Эпоха Возрождения – твердыми шагами.
Томазо Мозаччо, «Изгнание Адама и Евы из рая»
Через пять веков после Мозаччо Эдмон Кираз создает своих «Парижанок». До него изображенные во французский газетах и журналах женщины напоминали куриц-наседок. Кираз же изобразил женщин с длинными ногами, стройными фигурами, таким образом бросив вызов Мозаччо – он вновь вознес женщин в воздух, устремив в небо. Это и стало ярким лучом во французском искусстве иллюстрации».
В 1959 году Марсель Дассо основывает журнал «Дни Франции» («Jours de France») и поскольку был хорошо знаком с работами художника, пригашает Кираза работать в своем издании. С Дассо Кираз проработал почти 30 лет. Дассо восхищался каждым его рисунком.
Длинноногие дамы – шедевры Эдмона Кираза. Они символизируют парижанок 1950-х годов: они не только привлекательные и сексуальные, но также свободолюбивые и дерзкие, романтичные и современные. На рисунках Кираза женщины часто обнаженные, но вульгарные – никогда. Каждая линия, каждый мазок художника свидетельствуют о том, что он влюблен в Красоту и в Женщину.
Таким образом, тонкий юмор, редкая наблюдательность и оригинальное мастерство Кираза с течением времени сделали его одним из самых известных художников-карикатуристов Франции – поставив в один ряд с такими мэтрами жанра, как Раймон Пейне, Жан Эффель, Жак Файзант…
Очень скоро Киразом заинтересовались и крупнейшие издательства и рекламные агентства. Его «Парижанки» выходят за границы родной страны – уже американские и японские журналы начинают публиковать работы Кираза. В 1970 году основатель журнала PlayBoy Хью Хеферн, воодушевленный работами армянского художника, предложил Киразу создавать юмористические истории для известного эротического журнала.
Серии работ для PlayBoy принесли Киразу большую популярность в США и во всем мире. Эти иллюстрированные истории во многом помогли эстетично говорить на закрытые в те годы темы интимного характера. Хефферн так и сказал Киразу – «ты единственный в мире, кто может в сексе найти красоту».
Гуру мира моды, французский кутюрье Кристиан Лакруа пишет о Киразе так:
«В 1950-60-х годах, занимаясь созданием современной одежды, я следил за многими журналами, искал новые модели. Помню, как в те годы был просто увлечен девушками с рисунков Эдмона Кираза. Представляете, Кираз точно угадывал будущее: он изображал таких девушек, и в такой одежде, которые должны были войти в моду 20 лет спустя! Кираз удивительно чувствовал дух моды, а также и модные цвета. Он сыграл большую роль в деле моего становления как модельера. И должен сказать, что одежда девушек, изображенных на его рисунках, открыли новую эпоху моды во Франции».
За более чем 60 лет творческой жизни Эдмон Кираз создал 20 тысяч рисунков и 100 полотен, однако с присущим ему юмором заверяет – «из них мне самому нравятся 1-2, не более». «Чтобы нарисовать что-то красивое, должно сойти озарение свыше. Если озарения не будет – ничего не получится».
Почти все его картины сопровождают диалоги и краткие комментарии, которые в свою очередь сыграли немаловажную роль в достижении художником успеха: Кираз весьма поэтичен и понимает, что цвет иногда нужно поддержать словом, а слово – цветом.
Эдмон Кираз впервые посетил Армению несколько лет назад – уже в довольно пожилом возрасте: «Я представлял Армению совершенно иначе. Но она не очень отличалась от других стран. Особенно Ереван – он не сильно отличается от европейских городов. За пределами Еревана – это, конечно, другое дело…».
Удивительно, как отмечает художник, многие страны интересовались его работами, но из Армении он никогда не получал заказов… «Но я побывал здесь понял – Армения это нечто совершенно другое, у нее другие проблемы».
Что касается второй родины художника, то французское правительство высоко оценило его искусство, наградив орденом Почетного легиона и званием Почетного гражданина Парижа.
И сегодня, несмотря на солидный возраст, Эдмон Кираз продолжает свою творческую деятельность, а также часто ведет мастер-классы по созданию карикатур во Франции и других странах Европы.
Материал подготовила: Тамара Хачатрян