События старинной легенды разворачивались в итальянском городке Кремоне. Однажды, по главной улице прогуливался волшебник. Любуясь милыми оживленными улицами, он внезапно услышал чарующие звуки скрипки и решил посмотреть, кто это играет. Оказалось, что музицировал совсем юный человек, который сам изготовил эту скрипку. Волшебнику так понравился инструмент, что он попросил подарить его в обмен на любое исполненное желание. Юношу заинтересовало предложение, и он согласился, взамен выбрав вечную жизнь. Волшебник сказал, что исполнит такое желание, но при одном условии – начинающий мастер должен сделать еще 999 таких же прекрасных инструментов, но предупредил, что на 1000 юноша умрет.
Прошло много лет с тех пор, юноша стал известным скрипичным мастером, его инструменты были известны не только в стране, но и пользовались большой популярностью за ее пределами. Он делал восхитительные скрипки, альты, виолончели, которым не было равным по красоте звучания. Когда дело стало подходить к тысячному инструменту, мастер вспомнил слова необычного прохожего и собрал у себя близких и учеников. Поведав им эту удивительную историю, он сказал, что скоро приходит его конец, но считает, что Волшебник сдержал слово и исполнил желание. Действительно, сделав целую тысячу прекрасных музыкальных инструментов, мастер в каждый из них вложил частичку своей души. Инструменты будут жить вечно, а вместе с ними и душа мастера.
Вы догадались о ком идет речь в легенде? Конечно же, о знаменитом итальянском мастере Антонио Страдивари, который на самом деле сделал около тысячи прекрасных и удивительных по красоте музыкальных инструментов. Многие из них сохранились и по сей день и радуют слушателей своимпроникновенным звучанием, ведь в них поет душа мастера.
И в наши дни вопрос «как звучит скрипка Страдивари?» предполагает лишь превосходные степени в описании. Бесподобный тембр такого инструмента сравнивают с женским голосом, ибо в нем угадывается жизнь, эмоция, чувство, сама скрипка является олицетворением того, что итальянцы называют dolce vita. Так кем же был таинственный создатель истинного музыкального чуда?
Антонио Страдивари появился на свет в небольшом итальянском городке Кремона в 1644 году. Мастерство создания уникальных музыкальных инструментов он постигал под руководством Николо Амати, выдающегося для своего времени мастера. Первый и главный наставник Страдивари был потомственным музыкантом: Андреа Амати, знаменитый итальянский скрипач, приходился ему дедушкой. Страдивари был необычайно способным учеником, уже в 16 лет он заслужил право подписывать собственным именем созданные им инструменты. В 1666 г Антонио создал свою первую скрипку («Serdet»), которой суждено было стать настоящим произведением искусства.
В период с 1667 по 1680 гг Страдивари жил в доме, принадлежавшем некоему Франческо Пескароли, человеку, в совершенстве владевшему мастерством резьбы по дереву. Считается, именно он обучил Страдивари нюансам и секретам инкрустации. Авангардные для той эпохи приемы декорирования Антонио часто применял в работе над своими инструментами. В это же время в личной жизни Страдивари возникли изменения: в 1667 году он женился на женщине по имени Франческа Ферабоски. В дальнейшем, она стала матерью шестерых детей. Двое сыновей (Франческо и Омобоно) в будущем увлеклись работой отца, были ему достойными помощниками.
Скрипка Страдивари из собрания Мадридского королевского дворца
К 1680 г. Страдивари изготовил внушительное количество струнных инструментов, среди которых были не только скрипки, но и лютни, гитары, мандолины и арфы. В 1680 году Антонио, наконец, обзавёлся собственным жильём. На мансардном этаже он организовал мастерскую, именно там Страдивари проводил множество часов за работой, скрупулезно доводя до совершенства каждый созданный им инструмент. Невероятный, непостижимый талант Страдивари невозможно было не заметить. Уже в скором времени заинтересованные ценители эксклюзивных вещей, коллекционеры обратили внимание на творения гения. Антонио получил заслуженную возможность при жизни испытать все прелести привилегированного социального положения. Быстро распространившаяся слава принесла в семью Антонио финансовый достаток. «Богат, как Страдивари» — устойчивое выражение, так, спустя столетия, в Европе начали высказываться об обеспеченных людях.
Скрипка Страдивари «Gould», 1693г из коллекции Метрополитен-музея
До 1684 года влияние Амати на работу Страдивари было очевидным, хотя и не отрицало присутствие уникального почерка самого мастера. Однако когда наставник умер, Антонио, не чуждый экспериментам и новаторству, как истинный художник, начинает отходить от условных канонов в поиске варианта создания идеального инструмента с неподражаемым звучанием.
Скрипка Страдивари «Francesca», 1694г из коллекции Метрополитен-музея
В 1698 году Франческа, супруга Страдивари, умерла. Не став долго пребывать в статусе вдовца, знаменитый итальянец женился второй раз уже через год. Избранницей оказалась Антониа-Мария Замбелли. Она родила пятерых детей, однако никто из наследников не пошел по стопам гениального отца.
Первые 20 лет XVIII столетия считаются золотым периодом в профессиональной деятельности Страдивари. В это время были изготовлены лучшие инструменты, как в отношении дизайна, так и в плане звучания. После 1720 года мастер работал заметно менее интенсивно: сказывались проблемы со здоровьем, связанные с возрастом. Страдивари замечал, что его рука уже не так тверда, чтобы с точностью прирождённого ювелира создавать из обычного инструмента непревзойденный рукотворный шедевр. Однако работу Страдивари не бросал вплоть до последнего года жизни, предпочитая изготавливать скрипки медленнее, но без ущерба качеству.
Скрипка Страдивари «Clisbee», 1669 из коллекции Музея скрипок в Кремоне
Страдивари умер в 1737 году, 18 декабря, в своем родном городе на севере Италии. Антонио почил в чрезвычайно преклонном возрасте, ему было 93 года. Учитывая, что жизненный путь мастера пришлась на XVII и XVIII вв, этот факт долгожительства способен вызвать восхищение. Страдивари обрел последний приют в фамильном склепе близ часовни Розарио у церкви Сан-Доменико, рядом со своей второй женой, которая умерла девятью месяцами ранее.
Интересные факты
- Родной город Страдивари, несмотря на скромную площадь, знаменит на весь мир своими мастерами изготовления струнных инструментов. Это мировая столица скрипичного производства.
- Знакомство Страдивари с Николо Амати произошло, когда Антонио, будучи совсем юным, работал простым столяром. Амати нанял мальчика в качестве подмастерья, не осознавая до конца, что в его окружение попал истинный алмаз, лишь пока не имеющий огранки.
- Одна из самых распространенных легенд гласит, что Амати использовал для создания скрипичных струн внутренности ягнят. По утрам он посылал своего ученика Антонио в лавку к мяснику с запиской. В обмен на клочок бумаги торговец выдавал Страдивари требуху молодых ягнят, возрастом строго от 3 месяцев. Антонио недоумевал, зачем его учителю необходимы внутренности животных, и лишь позднее узнал, что это и есть тот самый секретный материал для струн, способствующий получению музыкального звука невероятной мощи, насыщенности и чистоты. Однако в дальнейшем сам Страдивари не практиковал подобное; однажды, когда его спросили о секрете процесса изготовления скрипок, он ответил, что использует специальное покрытие из крылышек насекомых и пыли с пола собственной мастерской. Гений не спешил расставаться со своими тайнами, предпочитая оставаться единственным неподражаемым создателем уникальных творений.
- Страдивари был обладателем отменного музыкального слуха, что позволяло ему улавливать мельчайшую фальшь в звучании готового инструмента. При этом Антонио был невероятно трудолюбивым, за счет чего его природный талант быстро получил развитие, прославив итальянца далеко за пределами Кремоны.
- Одним из первых «авторских нововведений» Страдивари оказался удлиненный корпус скрипки (Long strad), благодаря которому звучание получалось более мощным, насыщенным, сочным, такие инструменты изготовлял мастер, когда понемногу начал отходить от авторитетного влияния своего учителя Амати.
- Страдивари выступил своего рода революционером и новатором в области создания музыкальных инструментов. Это касается не только дизайнерского исполнения скрипок, но и имеет отношение к модернизации канонов изготовления виолончелей. При жизни мастера этот инструмент был гораздо большего размера, чем современный аналог, и использовался в основном для проигрывания аккомпанемента в низких регистрах. Страдивари заметно облегчил участь своих современников-виолончелистов, создав инструмент меньших габаритов и усовершенствовав чистоту воспроизводимого звучания.
- Ввиду огромной материальной ценности, инструменты Страдивари часто становились целью для воров. В 1936 году скрипку известного мастера «Гибсон» украли из гримерной музыканта Бронислава Губермана, когда тот выступал на сцене. При этом грабитель так и не продал «трофей», а бережно хранил его полвека, пока не осознал, что скоро умрет от смертельной болезни. Предчувствуя скорую кончину, преступник завещал своей супруге хранить скрипку, однако истинной ценности вещи ей не раскрыл. Лишь спустя 4 года женщина обнаружила, что является обладательницей эксклюзива, и выказала намерение вернуть вещицу за вознаграждение, которое на тот момент составило 263 тысячи долларов. Сейчас «Гибсон» принадлежит эпатажному скрипачу Джошуа Беллу.
Знаменитые инструменты Страдивари
«MacDonald» — уникальный альт, который так и не удалось продать с аукциона. Заявленная цена в 2014 году составила 45 миллионов долларов. Подобная сумма объясняется частично тем, что Страдивари создал всего 10 альтов, что в несколько раз повышает стоимость сохранившегося до наших дней инструмента.
«Hellier» — скрипка, знаменитая своим необычным декорированием с применением узора из частиц слоновой кости. Идентичным образом украшена скрипка Страдивари «Ole Bull», названная в честь талантливого скрипача из Норвегии.
«Леди Блант» — этим произведением искусства владела наследница лорда Байрона. Инструмент стал известен под ее именем. Не секрет, что цена скрипок Страдивари способна поразить воображение. «Леди» ушла с аукциона за 16 миллионов долларов.
«Sabionari» — единственная гитара из пяти, созданная Страдивари, на которой по-прежнему можно играть. Инструмент был отреставрирован в соответствии с изначальной стилевой принадлежностью к стилю барокко.
Секреты Антонио Страдивари
Изготовленные талантливым итальянцем инструменты (всего их — около 1200) не имеют аналогов. Несмотря на то, что скрипки Stradivarius тщательно исследовались, многие нюансы процесса изготовления так и остались в тени, что не позволяет современным мастерам достичь идентичного уровня. Принято считать, что Страдивари в течение своей жизни не переставал совершенствовать своё мастерство. Он постоянно вносил изменения в дизайн, создавал новые конфигурации и «пробовал» сочетания материалов, которые впоследствии порождали неповторимое звучание. Именно оно делало музыкальные инструменты исключительными, наделенными завораживающими акустическими особенностями и таящими в себе некую тайну.
Струнные инструменты, изготовленные Страдивари в конце XVII-ого и начале XVIII веков и сегодня считаются эталонными, лучшими из всех, когда-либо созданных человеком. Секрет подобного превосходства кроется в том, что даже в современном мире некоторые нюансы в дизайне старинных скрипок, порождающие особое звучание, так и остаются под покровом тайны. До наших дней сохранились около 650 инструментов, многие из которых находятся в руках талантливых музыкантов, почитающих за честь владеть таким сокровищем.
Страдивари трепетно подходил к выбору материалов. Чаще всего, в качестве древесины использовался клен или высокогорная ель, а особенный лак коричнево-оранжевого цвета, ставший визитной карточкой творений Страдивари, мастер изготавливал лично, следуя одному ему известному принципу. Исследователи творений гениального мастера свидетельствуют, что этот лак по составу был идентичен тому, что использовался в старинном мебельном производстве. Другие — утверждают, что лак Страдивари был абсолютно посредственным и не имел прямого отношения к качеству звучания инструментов.
Некоторые скрипки впоследствии обрели «индивидуальность», а их судьба сложилась невероятным образом. К примеру, «Betts», изготовленная в 1704 г, хранится в стенах Библиотеки Конгресса США, скрипки «Alard» и «Messiah», работа над которыми была завершена в 1715 и 1716 гг соответственно, и вовсе считаются венцом творений мастера, последнюю — Антонио при жизни тщательно оберегал и хранил у себя в доме, что позволило инструменту сохраниться в лучшем и, что немаловажно, неизмененном виде.
В 2000 году один из Stradivarius ушел с аукциона в Нью-Йорке, новый владелец заплатил за право владеть такой ценностью 1,3 миллиона американских долларов. Скрипка, хранящаяся в Эшмолеанском музее искусства и археологии (Оксфорд, Англия), оценивается и вовсе в 15 000 000 $.
В позапрошлом веке был распространен миф о том, что скрипки Антонио Страдивари настолько безукоризненны, что имеет смысл приписать им если не божественное, то эпичное происхождение. Так появилась легенда о том, что Страдивари создает основу для инструментов из уцелевших частей Ноева Ковчега. В актуальное время, когда скрипки разобраны и исследованы до мельчайших частиц, нет основания верить предрассудкам, однако и объяснить досконально механизм создания инструмента, а тем более — продублировать его, не удается.
В публикации использованы материалы издания soundtimes.