Наряду с народной песней, внимание гениального армянского композитора Комитаса занимала также духовная музыка. Как человек, выросший в Эчмиадзине, получивший образование и работающий в духовной семинарии, он не мог остаться безразличным к армянской духовной музыке: в этом смысле создание им Патарага (Литургии) не случайно.
Произведение впервые было опубликовано в 1933 году в Париже силами Комитасовской комиссии под названием «Многоголосная святая литургия для мужского хора». Исключительна роль ученика Комитаса Вардана Саркисяна в собирании и публикации творений своего великого учителя. Именно его талантливой рукой был дополнен, систематизирован и опубликован «Патараг» Комитаса.
Вардан Саргсян
Вардан Саргсян (1892-1978) родился в Константинополе, в семье известного в округе музыканта. Начальное образование получил в гимназии Перперян. Работал учителем музыки и хормейстером. После Первой мировой организовал «Армянское музыкальное общество» («АМО»). Осуществил сценическую постановку поэмы «Ануш» Туманяна. С остальными учениками Комитаса в 1920-ом уехал в Париж, где по окончании учебы стал руководителем хора армянской церкви. Затем в Бельгии организовал Музыкальное общество армян и хор. Учился в брюссельской королевской консерватории и блестяще окончил ее. В 1931г. в Марселе организовал второе «АМО», осуществил концерты сочинений Комитаса и своих собственных. В 1947-ом обосновывался в Париже, становясь во главе смешанного хора «Спан-Комитас» (после Гургена Алемшаха). Его перу принадлежит множество обработок армянских народных песен, а также песни на слова армянских поэтов. Один из самых значимых его трудов – «Святое пение Армянской церкви»
«Патараг – высочайшая вершина армянской духовной музыки, где величавые мелодии, созданные нашими старыми церковными музыкантами, вновь состоялись в своих чистых и характерных формах, перевоплотились в многоголосии, пропитанном образами и красками оригинальных мелодий, их последовательно расширяющей, отмечающей и приукрашающей рукой нашего великого песнетворца». Вардан Саргсян
Комитасовский Патараг отличается от предшествующих подобных сочинений, в том числе и от Патарага Макара Екмаляна. Несмотря на то, что последний подвергся критике со стороны Комитаса в рецензии «Музыка св. Патарага», тем не менее, композитор высоко ценил произведение Екмаляна, называя его «первым многоголосным цветением в пустыне армянской церковной песни».
Патараг Комитаса отличается своеобразием, смелыми новаторскими сторонами и даже насыщен светским духом. Вот почему армянская церковь его не принимала, считая не соответствующим своему духу.
Комитас стремился создать национальную литургию. Он старался очистить многовековое песнетворчество армянской церкви от чужеродных наслоений, восстановить первозданную красоту национальных жанров, сдержанную и величавую простоту, достичь интонационной и стилистической чистоты.
Обрабатывая армянские церковные мотивы, Комитас избегал излишних украшений, стараясь по возможности конкретизировать строение мелодий, а также создать тесную связь между музыкальными и речевыми акцентами.
Созданию партитуры Патарага, его гармонизации предшествовала долгая работа по выбору мелодии. С целью отбора наиболее оригинальных и свободных от внешних воздействий мелодий Комитас обращается к скромным сельским священникам, которые исполняли эти мелодии согласно традициям. Известно, что у композитора было несколько вариантов обработок Патарага. Об этом он пишет в одном из своих писем:
«У меня есть семь видов многоголосно обработанной армянской литургии, но они не напечатаны».
Патараг Комитаса совершенен в своем роде. «Хорурд Хорин», «Тер, вогормеа». «Гоанамк» – это замечательные образцы полифонического многоголосия, в которых композитор поставил цель широким использованием полифонических приемов достичь глубокого и выразительного хорового звучания. Он старается средствами полифонии максимально правдиво и выразительно представить дух и характер армянской духовной монодии. Великолепное знание специфики хорового искусства, высокий профессионализм, свободное применение полифонических принципов, способность воспроизвести национальный характер армянской церковной музыки – благодаря всему этому Комитас создал произведение высокой ценности.
Патараг – насколько концертное, настолько и сугубо ритуальное произведение, наделенное стилистическим единством. Это одно из величайших достижений многоголосной обработки армянской духовной музыки.