Армянской прессе более двухсот лет: краткая история - RadioVan.fm

Онлайн

Армянской прессе более двухсот лет: краткая история

2019-10-16 21:20 , Минутка истории, 4062

Армянской прессе более двухсот лет: краткая история

Ежегодно 16 октября в нашей стране отмечается День армянской прессы. Он установлен в знак признания заслуг национальной прессы Армении в жизни страны.

Армянской прессе более двухсот лет. 16 октября 1794 года в Мадрасе (Индия) вышел в свет первый армянский печатный периодический журнал «Аздарар» («Вестник»). В память об этом событии решением правительства Армении от 22 апреля 2004 года был учрежден День работника прессы. Впоследствии этот день был переименован в День армянской прессы.

В 1794-1796 годах было издано 18 номеров журнала «Аздарар», издателем и редактором которого являлся Арутюн Шмавонян. В «Аздараре» помещались торговые, экономические, политические новости, материалы по вопросам армянской истории, публицистические статьи и т. д. Главной задачей еженедельника было распространение патриотических идей среди народа.

В этот же период (конец XVIII — начало XIX в.) задача создания своей газеты встала и перед армянами Астрахани, пользовавшимися внутренним самоуправлением, имевшими свою школу и игравшими ведущую роль в хозяйственной жизни города и региона. В 1816 г. там выходила двуязычная (на русском и армянском языках) газета «Аревелян цануцмунк» («Восточные известия»). В дальнейшем армянские газеты появляются и в других городах с заметным массивом армянского населения. Выходящие в разных странах армянские газеты публиковали официальные материалы, информацию о жизни своей общины, о событиях в городе или стране, где, находилась община, вести из Армении, научно-популярные статьи, художественные произведения.

Крупнейшим культурным и общественным центром российских армян в XIX — начале XX в. был Тифлис, и потому именно там выходили армянские печатные издания, игравшие роль общенациональных. Вслед за двуязычной (русско-армянской) газетой «Кавказ» (1846 - 1847) и уже просто армянской газетой «Арарат» (1850 - 1851) там с 1872 года стала выходить газета «Мшак» («Труженик») под редакцией известного публициста Григора Арцруни. «Мшак» выходила на протяжении полувека и была одним из прогрессивных изданий своего времени: она приветствовала все передовые явления российской и кавказской действительности.

Большое место газета уделяла армянскому вопросу и положению западных армян, призывала к борьбе против турецкого ига. На более консервативных позициях стояла выходившая в Тифлисе во второй половине XIX в. газета «Мегу Айастани» («Пчела Армении»).

Центром общественной и культурной жизни западных армян была в XIX в. турецкая столица Константинополь, где в 1832 — 1850 гг. выходила газета «Лpo гир» («Вестник») — первоначально как армянский вариант официальной газеты османского правительства, а затем как самостоятельная общественная газета. Передовыми западноармянскими изданиями являлись «Аревелян мамул» («Восточная печать»), редактором которой был видный публицист и общественный деятель Матеос Мамурян, «Айреник» («Родина») — под редакцией известного писателя Арпиара Арпиаряна и журнал «Мегу» («Пчела»), редактируемый в течение ряда лет прогрессивным и демократическим деятелем Арутюном Свачяном.

Уже свыше 150 лет, с 1843 г., армянская католическая конгрегация мхитаристов издает в Венеции арменоведческий журнал «Базмавеп» («Полигистор»), помещающий сведения по истории, филологии, арменоведению и многим другим наукам, а также художественные произведения.

С 1887 г. в Вене выходит другое научное издание мхитаристов — «Андес амсорья» («Ежемесячное обозрение»).

Известным передовым изданием середины XIX в. был выходивший в 1858 — 1864 гг. в Москве журнал «Юсисапайл» («Северное сияние») под редакцией видного прогрессивного публициста, педагога и ученого Степаноса Назаряна. Журнал смело выступал против реакционных сил и сыграл громадную роль в развитии армянского просвещения, культуры, общественной мысли.

Первым периодическим изданием на территории самой Армении был выходивший с 1868 г. в Эчмиадзине ежемесячный журнал «Арарат», где помещались материалы на религиозные, исторические и литературные темы, а также информация о деятельности армянской церкви и жизни церковных общин.

В конце XIX в. как в названных, так и в других армянских изданиях все более заметное место начинают занимать общенациональные проблемы — прежде всего армянский вопрос, судьбы Западной Армении, а также вопросы армянского образования, культуры, развития литературного языка и т.п.

Последующее развитие национальной общественно-политической жизни привело к образованию армянских политических партий и соответствующих периодических изданий, отражающих интересы той или иной политической партии или группировки. Не случайно первая армянская политическая организация — «арменаканы» — возникла на базе газеты «Армения», издававшейся с 1885 г. в Марселе под редакцией видного общественного деятеля Мкртича Португаляна. Также и членов основанной в 1890 г. партии «Дашнакцутюн» первоначально называли «дрошакакан» — по имени их первого партийного органа — газеты «Дрошак» («Знамя»), что также свидетельствует о большой роли печати в армянской политической жизни.

Начиная с 1905 г., в Тифлисе под редакцией Степана Шаумяна стали выходить и первые армянские большевистские газеты — «Пролетариатакрив» («Борьба пролетариата»), «Кайц» («Искра») и др.

Обсуждение животрепещущих вопросов армянской действительности сопровождалось на страницах печати жаркими спорами по поводу выбора верных путей экономического, общественного, культурного и государственного развития армянского народа. Ожесточенная полемика и взаимные обвинения занимали значительное место на страницах периодической печати.

События 1917 г. в России привели к восстановлению на территории Восточной Армении армянского государства. В годы первой Армянской республики, с перемещением в Ереван центра общественно-политической и культурной жизни армянского народа, здесь начали выходить армянские партийные и правительственные газеты. Помимо официальных изданий «Караварутян лрабер» («Правительственный вестник») и «Хорурдарани лрабер» («Парламентский вестник») в Ереване выходили дашнакская «Нор кянк» («Новая жизнь»), орган народной партии «Жоговурд» («Народ»), большевистская «Хоск» («Слово») и другие. Правда, крупнейшие партийные газеты — дашнакская «Оризон» («Горизонт») и большевистская «Банвори крив» («Борьба рабочих») — продолжали выходить в Тифлисе.

В советский период последовало дальнейшее увеличение количества армянских общереспубликанских, местных, ведомственных, молодежных, общественно-политических, литературно-художественных и других периодических изданий․ Роль официоза выполняла в советской Армении газета «Советакан Айастан».

Армянская же печать в других регионах СССР (за исключением Закавказья) практически прекратила существование.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть