Нвард Зарьян родилась в итальянском городе Флоренция в 1917 году – в том самом доме, где когда-то жила известнейшая актриса Элеонора Дузе. Ее родители – известный армянский писатель Костан Зарьян и пианистка Тагуи Шахназарян почитали искусство, следовательно, именно от них девочка и унаследовала эту любовь. Подрастая в артистической атмосфере, она получила лучшее образование, которое в те годы можно было получить в Европе.
Осенью 1922 года Костан Зарьян с семьей приезжает в Армению, которую он впервые посетил 3 года назад, и обосновывается в Ереване: он приехал на родину, чтобы полностью посвятить себя жизни страны. Но все оборачивается лишь иллюзией, очень скоро советская действительность становится очень определенной и понятной. Жизнь в Советской Армении становится для Костана Зарьяна все безысходней. И он принимает тяжелое решение — покинуть Армению. В 1924 году Костану Зарьяну удается уехать с семьей во Францию.
Несколько лет спустя семья Зарьянов окончательно обосновывается в Италии, где и начинает проявляется недюжинный талант 17-летней Нвард.Она поступает в знаменитую миланскую художественную академию Scuola di Brera, затем блестяще заканчивает курсы Liceo Artistico в Венеции. Тогда же, по совету скульптора Адольфа Вильда она оставляет живопись и решает полностью посвятить себя скульптуре. С этой целью она отправляется в Рим, где поступает в Академию изящных искусств, где становится ученицей знаменитого скульптора Анджело Занелли.
Уже в 1936 году Нвард Зарьян удостаивается стипендии со стороны итальянского правительства, предназначенной для студентов-иностранцев.
В годы войны Нвард продолжает работать в тяжелейших условиях – одна, с новорожденной дочерью на руках. Ее супруг – художник и скульптор Марио Чимараи ушел на войну. В те времена в Италии, по ее словам, было трудно «быть женщиной и в то же время скульптором» - общество этого не принимало. И только в 1945 году, когда на выставке в Риме были представлены две ее работы – «Материнство» и «Обнаженная», появляется первая похвальная рецензия, автору которой, однако, было невдомек, что скульптор – женщина. Работы Нвард были настолько монументальны и обладали такой внутренней силой, что невозможно было поверить в то, что они созданы женщиной.
Уже после войны Нвард начинает активно участвовать как в коллективных выставках, так и организовывает персональные – в Риме, Вене, Милане, Копенгагене, Осло и других европейских городах, повсюду удостаиваясь высоких оценок и наград․
В 1950 году правительство Италии объявляет конкурс на художественное оформление недавно построенной в Риме станции метро. Конкурс был весьма значимым – в нем участвовали такие выдающиеся художники и скульпторы, как Ренато Гатузо, Лионичелло, Чимарра… Но первую премию получает армянка – скульптор Нвард Зарьян! Это и стало ее дебютом, который критики назвали многообещающим. Хотя, с другой стороны, победа в конкурсе была и обязывающей – если не возвыситься еще больше, то хотя бы держать планку. Но Нвард с присущим ей упрямством выбирает первый вариант: с течением времени ей удается сохранить за собой это место, к чему на страницах профессионального журнала «Паэзе Сера» призывал ее известный искусствовед Гулио Моруини:
«Эту свою статью я начинаю с призыва к моим собратьям по перу – с тем, чтобы первое место в ряду скульпторов они единогласно выделили Нвард Зарьян».
И Нвард удается крепко сохранить за собой это место. В том же 1950 году в галерее Galleria dello Zodiaco в Риме были представлены 18 скульптур, резьба по дереву, а также и рисунки Нвард: работы получили высокую оценку критиков, о них заговорили в артистических кругах, а также и пресса весьма положительно отнеслась к искусству армянки.
Затем следуют периодические участия в различных биеннале, параллельно ему Нвард занялась и педагогической деятельностью. Обогащающие искусство Италии ее работы не оставляют равнодушными ни искусствоведов, ни любителей искусства, которые особо выделяют экспрессию и пластичность ее работ, богатую игру светотени. «Искусство Нвард Зарьян – роскошь, которую мы редко видим на выставках скульптур», - заверяет теоретик искусства Ателлио Креспи.
А в 1951 году персидское правительство заказывает Нвард Зарьян скульптурный портрет последнего шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви, который впоследствии был установлен в его усыпальнице.
В 1960 году во время своей американской поездки Католикос Всех Армян Вазген I встречается с Костаном Зарьяном (который в то время жил в Калифорнии и в университете Беркли читал лекции по истории литературы и философии) и делает ему официальное предложение о возвращении на Родину. И писатель вместе с дочерью после 30-летнего отсутствия приезжают в Ереван, где она знакомится с известными художниками и архитекторами, и где впоследствии создает свои скульптуры из туфа.
На родине первая персональная выставка Нвард состоялась в 1964 году. На ней присутствовали ее отец (который остался в Армении) и брат Армен Зарьян, архитектор, последовавший примеру отца и переселившийся с семьей из Италии в Ереван. 25 из представленных в Армении работ Нвард подарила Национальной галерее Армении, где они хранятся и поныне.
Второй раз она приехала в Армению в 1970 году, через год после смерти отца. И вновь состоялась выставка.
Нвард Зарьян. Девушка, играющая на мандолине
«Действительность Родины намного лучше, чем я представляла. Я работала с камнями из разных стран, но камень моей Родины от художника требует совершенно иных навыков», - говорила она. Работая с туфом, Нвард надеялась, что ее работы украсят Ереван. Согласно предварительной договоренности с городскими властями ее скульптуры должны были быть установлены на бульваре, который проектировал ее брат. Но судьба распорядилась иначе… В связи с этой историей у Нвард Зарьян остались горькие воспоминания.
«Мой брат – Армен Зарьян здесь (в Ереване) проектировал бульвар. Ему дали небольшую студию. Два месяца я оставалась у него и сделала макет этой скульптуры (3.5м), которую должны были установить на бульваре (речь идет о скульптуре «Материнство», высотой в 10 метров). Пришли архитекторы и были в восторге – они нашли камень, который мне был нужен – камень сочно красного цвета, отломали нужный кусок… Мне пришлось уехать – я была профессором академии, у меня были дела, работа. Когда коммунизм пал, все разрушили, выбросили…».
В Армении сохранились только те скульптуры Нвард Зарьян, которые она подарила Национальной картинной галерее.
Работы Нвард Зарьян в Национальной галерее Армении
Затем Нвард Зарьян приехала в Армению в 1987 году. Ее работы были выставлены в Ереване, также был издан каталог. В ходе своего последнего визита ее беспокоила судьба своих работ, находящихся в Ереване – несколько лет назад советские власти обещали ей место под студию, но затем по непонятным причинам – отказали… После того, как Армения обрела независимость, она вновь (уже в последний раз) приехав в Ереван, заметила значительные перемены: «Наши красивые женщины стали как европейские – одеты в европейскую одежду и обувь, утратили свою милую армянскую женственность: для меня они стали такими же, как итальянские женщины, тогда как армянские женщины совершенно другие».
… Последняя выставка Нвард Зарьян состоялась в 1996 году – в средневековой крепости Санта Маринелла в 30 километрах от Рима. В небольшом городке Санта Маринелла скульптор провела последние годы своей жизни. Ее студия была любимым местом собраний местного артистического общества.
Нвард Зарьян, женщина-скульптор, которая с большим трудом проложила свой путь в искусстве и всегда с гордостью представляла свои работы, как работы армянского скульптора, скончалась в 2005 году.
Материал подготовила: Тамара Хачатрян