Вы злые, потому что слабые. Добрым быть всегда сложнее. Евгений Леонов. Немного О - RadioVan.fm

Онлайн

Вы злые, потому что слабые. Добрым быть всегда сложнее. Евгений Леонов. Немного О  

2019-10-10 20:51 , Немного О..., 8936

Вы злые, потому что слабые. Добрым быть всегда сложнее. Евгений Леонов. Немного О
В моей жизни бывало так, что меня обижали,
как мне кажется, напрасно, незаслуженно.
А у меня такая позиция, что, если человек меня обидел, я его исключу из своей жизни… я могу с ним здороваться и разговаривать, но он для меня «Как Человек» — уже не существует…
Евгений Леонов

Марк Захаров, художественный руководитель «Ленкома», вспоминал о работе с Евгением Леоновым как о времени, проведенном рядом с великим артистом, не только гениально игравшим, но и самим своим существованием, поведением вне сцены учившим окружающих быть актером и человеком.

Гениальный советский артист Евгений Леонов родился в семье московского авиаконструктора и домохозяйки через 2 года после старшего брата Коли. Жили Леоновы в коммуналке на Васильевской улице, но, несмотря на тесноту, дом всегда был полон гостей. Мама Анна Ильинична считалась душой компании. Она умела так смешно рассказывать любые, даже самые обычные истории, что гости были готовы слушать часами. Маленький Женя явно перенял у матери этот талант.

Когда Леонов окончил 7-й класс, началась Великая Отечественная. На фронт мальчик, конечно же, не попал, но совершал трудовые подвиги в тылу. В войну всей семьей работали на авиационном заводе: отец конструировал летательные аппараты, мать – табельщица, брат – копировальщик, а Женя – ученик токаря.

В начале 1944 года на проходной повесили объявление о наборе в техникум. Отец предложил Жене: «Попробуй подать документы. Там, кажется, и с семью классами берут». Уже известным артистом, вспоминая юность, брат уничижительно называл себя «токаришкой». На самом деле в цехе его очень ценили. И вот что удивительно: война не закончилась, токари-профессионалы — на вес золота, а его и еще нескольких ребят отпустили учиться.

Из воспоминаний брата Евгения Леонова

Еще в мирное время будущий актер поступил в авиационный техникум имени Орджоникидзе, но так его и не закончил. Художественная самодеятельность в техникуме так увлекла Евгения, что с 3-го курса он ушел в Московскую экспериментальную театральную студию к Ростиславу Захарову, знаменитому балетмейстеру Большого театра.

Учился Женька в Экспериментальной студии с радостью. А вечерами и ночами читал русскую и зарубежную классику. Не хотел отставать от ровесников, которые, пока он работал на заводе, успели окончить школу. Педагоги его хвалили — и за способности, и за стремление к знаниям. Особенно отличал Андрей Александрович Гончаров, который был руководителем их курса.

Из воспоминаний брата Евгения Леонова

Далекий от искусства неотесанный юноша, который даже пиджак на экзамен попросил у брата, покорил приемную комиссию своим обаянием. Он прочел серьезным театральным педагогам все, что выучил в самодеятельном театре техникума: Зощенко, Чехова, а под конец и любимое стихотворение Александра Блока «В ресторане». Преподаватели посовещались и решили, что из такого фактурного юноши выйдет прекрасный актер. И не ошиблись.

Евгений ушел в освоение актерской профессии с головой. Он приходил в студию в 8 утра, а уходил далеко за полночь.

Закончив театральную студию, Евгений Леонов поступил на службу в Московский театр Дзержинского района. Визитной карточкой театра был спектакль «Ровесники», где молодой актер играл Кольку. Но не прошло и года, как это учреждение расформировали, а вместо него организовали драматический театр имени Станиславского, который возглавил знаменитый советский режиссер Владимир Дудин.

Труппу Леонова сохранили в прежнем составе, но главных ролей молодым актерам не доверяли, поэтому Евгений играл в массовке. Денег за это платили мало, и парню пришлось идти подрабатывать в кино, поначалу тоже на заднем плане.

Постепенно Леонову стали предлагать все более серьезные роли, но настоящее признание драматического таланта на сцене пришло к актеру, когда он был уже настоящей кинозвездой.

В 1966 году знаменитый к тому времени на весь Советский Союз комедийный актер сыграл серьёзную драматическую роль Креонта, царя-тирана, в пьесе «Антигона» древнегреческого драматурга Софокла, которую поставил в театре имени Станиславского Борис Львов-Анохин.

В 1979 году артист ушел из театра имени Станиславского к своему бывшему преподавателю Андрею Гончарову, который в тот момент был художественным руководителем театра имени Маяковского.

Жизнь и творческая биография Евгения – пример фанатичного служения профессии. Актер выходил на сцену с температурой и воспалением легких. Но, несмотря на это, Гончаров был им недоволен, потому что Леонов часто отказывался от участия в спектаклях в пользу кино. Последней каплей стала съемка популярного актера в рекламе рыбы. Режиссер в гневе собрал труппу и оскорбил Леонова перед коллективом, предложив пустить шапку по кругу, чтобы собрать денег, раз он так в них нуждается, что опускается до рекламы. Евгений ушел к Марку Захарову в Театр имени Ленинского комсомола.

В 1988 году, во время гастролей «Ленкома» в Гамбурге, Евгений Леонов пережил клиническую смерть. Он сыграл Подсудимого в пьесе «Диктатура совести», а через 3 дня после спектакля у него остановилось сердце. Леонову сделали коронарное шунтирование, но сразу после операции случился обширный инфаркт.

Позднее его жена Ванда Леонова рассказывала об этом в одном из интервью.

«Решили показать его врачу, а по дороге в больницу Женя… скончался. Немцы сразу же подключили его к аппарату искусственного дыхания.

Андрюша тоже был занят в этом спектакле, поэтому все время был с отцом. Врачи сказали, чтобы Андрюша разговаривал с ним, пел, читал ему стихи, потому что хотя Женя был без сознания, он все-таки мог что-то слышать. А вскоре и я прилетела туда. Врач сказал, что положение очень тяжелое, у Жени обширнейший инфаркт. Нужно было срочно делать операцию», — рассказывала Леонова.

Актер пролежал в коме 28 дней и спустя всего четыре месяца вернулся к работе. Не жалея себя, он участвовал в репетиции главной роли Тевье-молочника в спектакле Марка Захарова «Поминальная молитва» по Шолому-Алейхему. Эта постановка стала последней в карьере актера, который после болезни получал очень мало предложений.

Позднее Леонов так объяснил состояние здоровья:

«Отчего сдало сердце: время пришло дepгaнoe или профессия нервная? Я считаю, человек изнaшивaетcя нe oт твopчecтвa – oт судьбы. Оттого, чтo пocтoяннo бopeтcя зa мecтo пoд coлнцeм. Зa пpaвo нa poль…».

Не прошло и полугода, как Леонов снова вышел на сцену в постановке с символичным названием «Поминальная молитва», сыграв главную роль Тевье-молочника. Артист был задействован в этом спектакле 5 лет.

Дебют Евгения Леонова в кино состоялся в 1947 году. Первые эпизодические роли были настолько небольшими, что история их не сохранила. В 1949-м актер засветился в картинах Владимира Немоляева «Карандаш на льду» и «Счастливый рейс», но снова в эпизодах. Потом молодому актеру стали доверять центральные роли, а в 1961 году на советские экраны вышел фильм Владимира Фетина «Полосатый рейс», после которого Леонов проснулся знаменитым.

Если бы в Советском Союзе считали кассовые сборы, то эта комедия побила бы все рекорды: за один только год ее посмотрели больше 32 млн человек.

Артист стал настолько популярен, что его хотели снимать практически все советские режиссеры. Неожиданно Евгений изменил комическому амплуа, сыграв казака Якова Шибалко в мелодраме Владимира Фетина «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова. Драматическая роль исполнена Леоновым настолько блестяще, что он получил сразу 2 премии - на Всесоюзном фестивале в Киеве и на 3-м Международном фестивале в Нью-Дели.

У Георгия Данелии актер сыграл в трагикомедии «Не горюй!», у Виктора Мережко – в «Зареченских женихах», у Петра Тодоровского – в «Фокуснике», у Эльдара Рязанова – в сатирической комедии «Зигзаг удачи».

В 1969 году голосом Леонова заговорил один из самых любимых советских мультипликационных персонажей – Винни Пух.

Вместе с Анатолием Папановым, Всеволодом Сафоновым и Алексеем Глазыриным Евгений Леонов воплотил образ целого поколения, прошедшего войну, в пронзительной киноповести Алексея Смирнова «Белорусский вокзал», которая получила приз на фестивале в Карловых Варах. А вскоре артист поразил зрителей перевоплощением сразу в двух персонажей в эксцентрической комедии Александра Серого «Джентльмены удачи». Для того чтобы убедительнее сыграть жестокого вора по кличке Доцент, актер ходил в Бутырскую тюрьму понаблюдать, как ведут себя настоящие заключенные.

Леонов сыграл отца Нелли Ледневой в «Большой перемене» и друга Афони в «Афоне», а одной из лучших его ролей считается Сарафанов в кинодраме «Старший сын» Виталия Мельникова. Поразительно тонко удалось передать актеру богатый внутренний мир косноязычного главного героя.

В 1978 году Марк Захаров, у которого к тому времени Леонов играл в театре, предложил актеру роль Короля в фильме «Обыкновенное чудо». Это был настоящий профессиональный вызов. Евгению предстояло воплотить тот же образ, что до него играл великий Эраст Гарин.

В середине 80-х Леонов участвовал в съемках картины Георгия Данелии, ставшей впоследствии культовой. Это фантастическая сатирическая комедия «Кин-дза-дза». Снимали фильм в пустыне Каракумы. Условия работы были настолько тяжелыми, что съемочная группа постоянно ругалась. Режиссер потом удивлялся, что он умудрился поссориться даже с неконфликтным Леоновым, от которого за 20 лет совместной работы не слышал ни одного резкого слова.

Участие Евгения в сатирической комедии «Тридцать три» фактически спасло фильм от прокатного забвения. Картину, в которой усмотрели критику высшего эшелона власти, нещадно отредактировали, вырезали не просто фразы – эпизодами. Исполнитель роли Ивана Травкина позднее назовет эту работу самой искренней и правдивой.

В 1978 году собралась комиссия, чтобы присвоить Евгению Леонову звание «Народный артист СССР». Ее члены недоумевали, почему не сделали этого раньше. Евгений Павлович к тому времени был без преувеличения всенародно любимым актером.

Глядя на обстановку, развернувшуюся в постперестроечной России, Леонов в сердцах бросил, что лучше бы умер тогда, в 1988-м.

С личной жизнью Евгений Павлович определился раз и навсегда.

Леонов с юности был очень стеснительным в общении с женщинами, понимая, что внешне он далеко не герой-любовник: невысокий (165 см) рост, склонность к полноте. Будущую жену актер встретил на улице. Он приехал в Свердловск на гастроли с театром Станиславского и первым делом вместе с другом отправился смотреть незнакомый город.

Товарищ, в отличие от Евгения, был не из робкого десятка и очень быстро нашел для них обоих приятную женскую компанию – студенток музыкально-педагогического училища. Одну из них звали редким и загадочным именем Ванда. Леонов был так очарован девушкой, что в тот же вечер пригласил на свой спектакль, после чего повел гулять по ночному Свердловску, читая стихи.

А вот чтобы Женя приводил домой кого-то из девушек — не помню. Они у него, конечно, периодически появлялись, но с родителями не знакомил. Для него это было серьезным шагом. Поэтому когда, вернувшись с гастролей из Свердловска, брат объявил, что познакомился с девушкой, которую хочет пригласить в Москву и позвать на семейный ужин, всем стало ясно: Женя влюбился!

О знакомстве с Вандой брат рассказал с присущей ему самоиронией: «Мы с ребятами шли на спектакль по центральной улице Свердловска. Леня Сатановский, как всегда, травил анекдоты и вдруг, ускорив шаг, обогнал двух идущих впереди девушек: «Добрый день! Можно с вами познакомиться?» Вообще, я человек стеснительный, а что касается прекрасного пола — особенно, но тут вдруг решительно подтянул брюки (они у меня все время с живота сползают) и рванул за Леонидом: «И я, и я хочу познакомиться!»

Из воспоминаний брата Евгения Леонова

Училище в родном городе Ванда так и не закончила. Вернувшись в Москву, Леонов оборвал телефон, уговаривая новую знакомую приехать, и та сдалась.

Отец и мать Евгения пришли в восторг от избранницы сына, и он тут же сделал девушке предложение. А вот родители Ванды видели дочь замужем за серьезным человеком, а не за "каким-то там актером", к тому же тогда неизвестным. Но она все равно ответила Леонову «да».

16 ноября 1957 года влюбленные поженились и прожили вместе всю жизнь. Ванда закончила ГИТИС и стала театроведом, а в 1959-м родила Евгению сына Андрея.

Андрей Леонов, в детстве познавший запах кулис, мечтал стать героем «В списках не значится» или «Тиля». В 1979-м, по окончании Щукинского училища, сын пришел в театр имени Ленинского комсомола.

Леонов-младший – копия Евгения Павловича, сам отец троих детей. Дочь Анна по малолетству считала, что дедушка не умер, а живет в телевизоре.

Младший Михаил во дворе всем рассказывал, что приходится внуком Винни-пуху. Старшему Евгению, живущему в Швеции, запомнился показательный момент.

Причиной смерти Евгения Леонова 29 января 1994 года стал оторвавшийся тромб. Актер, в очередной раз собиравшийся в театр играть Тевье-молочника, по словам Ванды, умер в одно мгновение. Пришедшие на «Поминальную молитву» зрители узнали, что представление отменяется из-за внезапной кончины артиста, но никто не сдал билет.

Все время, которое должен был идти спектакль, зрители простояли у театра со свечами, которые принесли из ближайшего храма.

На похороны любимого артиста пришли тысячи поклонников, очередь из желающих попрощаться не иссякала на протяжении 4 часов. Могила Евгения Павловича расположена на Новодевичьем кладбище.

На доме на Комсомольском проспекте в Москве, где Леонов прожил почти 30 лет, установлена мемориальная доска.

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть