Игра слов в литературе, общении и искусстве была и остаётся отличительной чертой разных культур на протяжении веков. Питер Брейгель Старший скончался приблизительно в возрасте 45 лет, и до наших дней сохранилось около 45 его картин, но созданная им 450 лет назад совершенно невероятная картина «Фламандские пословицы» будоражит всякое воображение и поныне.
В первых трех публикациях мы уже рассказали о правой верхней четверти, левой верхней четверти и левой нижней четверти шедевра великого голландца. В сегодняшней публикации представлена заключительная часть.
Правая нижняя четверть
Здесь мы видим человека, мечущего розы перед свиньями (намёк на евангельское «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями»), то есть напрасно тратящего усилия на недостойных.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент: Бросать розы перед свиньями – тратить ценное на недостойных
Персонаж ниже готов унизиться, чтобы достичь успеха («согнуться, чтобы войти в мир»), а щёголь рядом «крутит мир на пальце», то есть «у него всё схвачено», везде есть преимущества. Но что символизирует палка в колесе у его ног, понятно нам и без пояснений.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент: Быть вынужденным унижаться, чтобы преуспеть в этом мире – для успеха необходимо быть хитрым, нечестным
Человек, «разливший кашу, не соберёт её снова», то есть «не вернёт сделанного». А о том, кто распластался меду двумя буханками хлеба, мы бы сейчас сказали «сводит концы с концами» или «живёт от зарплаты до зарплаты».
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент: Разлитую кашу не собрать обратно – если что-то сделано, назад вернуть нельзя. Совать палку в колесо – чинить препятствия исполнению чужих планов
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент: От буханки хлеба не дотянуться до другой буханки – иметь трудности с деньгами, с жизнью по имеющимся средствам. Мотыга без ручки – нечто совершенно бесполезное
Мотыга без ручки, лежащая на козлах, вероятно, олицетворяет нечто бесполезное, в то же время топорик на топорище под столешницей — нечто целое, исправное.
Впрочем, смысл этих двух символов ясен не до конца. Персонаж, который «ищет топорик» на самом деле пытается придумать оправдание, а фонарь в руке намекает, что он, наконец, нашёл применение своим талантам («а вот и он со своим фонарём»).
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент: Любовь там, где висят мешки с деньгами – любовь может быть куплена. Тянуть, чтобы завладеть длинным концом верёвки – пытаться получить преимущества
В паре, где каждый «тянет верёвку, чтобы найти длинный конец», оба пытаются получить преимущество. Кошель на поясе одного из них намекает, что любовь можно купить («любовь там, где висит мешок с деньгами»). Тот, кто «зевает против печки» хочет взяться за то, с чем не справится или «откусить больше, чем может проглотить»; тот, кто «стоит в собственном свете», очень гордится собой. А ещё «не будет искать другого в печке тот, кто сам там не был» — то есть подозревающий других в злом умысле, сам склонен к злу.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент: Привязывать Христу льняную бороду – скрывать обман под личиной благочестия
Глубже под навесом крестьянка «хватает куриное яйцо, упуская гусиное» (то есть делает плохой выбор), а над ней некто «провалился сквозь корзину» (то есть его обман раскрылся) и теперь «завис между небом и землёй» (оказался в трудном положении). Снаружи монах «лепит Христу льняную бороду», иными словами, скрывает обман под христианским благочестием.
Выше «две собаки над одной костью редко договорятся» (когда речь идёт о согласии по одному пункту), а ещё «когда две собаки дерутся за кость, третья крадёт её» (каждый сам за себя).
Человек в железном шлеме «сидит на углях» (мы бы сказали «сидит, как на иглах», проявляет нетерпение), но «с ним вертела не повернёшь», то есть лучше дела не иметь. А ещё «мясо, что жарится на вертеле, надо вертеть» — некоторые дела требуют пристального внимания. Рыбак же, что «ловит рыбу без сети», пользуется плодами чужого труда.Легко заметить, что большинство высказываний, которые визуализировал Питер Брейгель Старший, носят назидательный характер. То есть это не просто подборка случайных пословиц и не развлечение для скучающего бездельника. Смысл, заложенный в картине, олицетворён в дважды изображённом земном шаре — в нормальном и перевёрнутом виде. Сцена на панели — это тот самый «мир вверх тормашками», которого на самом деле не должно существовать.
В заключение добавим, что данная работа была настолько популярна у заказчиков, что сын художника Питер Брейгель Младший сделал порядка двух десятков копий. Причём не все они в точности повторяют оригинал. Но это уже совсем другая история.
В публикациях использованы материалы artchive.