Фанос Терлемезян – поистине легендарная фигура в армянской культуре, и не только как художник. Его жизнь была необычайно богата событиями и напоминает экшн-сценарий весьма интересного и энергичного фильма.
Родился он в Ване в самом Айгестане, что уже дорогого стоит. Ванцы всегда были на взводе, всегда были готовы к борьбе – положение обязывало. Турки не дремали никогда. Как рано пробудились художественные способности Фаноса, доподлинно не известно, скорее всего, как обычно бывает, еще в школьные годы. Он учился также в знаменитой школе Кедронакан, где и подключился к национально-освободительной борьбе, причем вполне реально. Разумеется, его преследовала власть, он был заочно судим и даже приговорен к смерти: как-то застрелил в самом центре Вана предателя, а потом и турка. Стрелок Фанос был отменный. Он бежал в Иран, оттуда перебрался в Тифлис и добрался до Петербурга, где поступил в школу Общества поощрения искусств. Талант дал о себе знать. В 97-м Фанос выехал с друзьями в Ревель (Таллин) на этюды. Там-то и был схвачен по требованию турок и посажен за решетку. Его этапировали в Питер, Москву, Ростов, Тифлис, где он сидел в Метехской тюрьме (той самой, где квартировался и несгибаемый большевик-ленинец Камо). Далее его направили в Эривань, оттуда почему-то в Иран. Но проглядели: Фаносу удалось прорваться сквозь все преграды и в 90-м оказаться в Париже.
Фанос Терлемезян, автопортрет, 1930г
Он и поступил в известную Академию Жюлиан, где и провел целых пять лет, учась у знаменитых мастеров, тех самых, которых так сильно ненавидели импрессионисты. Впрочем, взаимно. Главное — там учили именно рисовать, а рисунок, напомним, основа основ. Отметим, что Академия Жюлиан не была казенным, а частным, весьма свободным заведением (здесь, кстати, учились также Степан Агаджанян, Акоп Гюрджян и Рубен Есаян).
Художники Егише Тадевосян, Варгдес Суренянц, Мартирос Сарьян и Фанос Терлемезян
В 1910-м беспрепятственно, что очень странно, въехал в Полис. Подружился с Комитасом, Варужаном, Сиаманто, стал своим в обществе армянской интеллигенции. Вместе с Комитасом отправился на его родину в Кутину (Кетахья), где и в 1912 году создал шедевр – знаковый композиционный портрет Комитаса.
Через пару лет художник вновь вернулся в Ван и создал ряд великолепных пейзажей – жемчужин армянского искусства. События 1915 года заставили его отложить кисть и взяться за оружие. Он стал одним из организаторов и, конечно, участников самообороны Вана. Его винтовка не знала промаха. После того как Ван был оставлен, Фанос перебрался на Кавказ, создал Союз армянских художников. Поездил по Европе, в 1923 году уплыл в Америку, где прожил вплоть до возвращения в Армению в 1928 году.
Здесь его встретили с радостью — слава художника и героя закрепилась за ним. Терлемезяна тут же приняли во ВСЕРАБИС и он стал членом Профсоюза работников искусств СССР. Что это давало ему – неизвестно, но то, что неназойливо посоветовали изображать социалистическую действительность, понятно и без слов. В итоге он создал едва ли не первые индустриальные пейзажи Армении – например, Медеплавильный завод в Кафане. Рисовал попутно и рабочих.
Уголок Еревана, 1928г
Зима в старом Ереване, 1929г
Однако главной фишкой художника был пейзаж. Он мастерски изображал Босфор, Константинополь, виды Парижа и Бретани, пляж в Батуме и, конечно, много раз Армению и Ереван.
Женщина у источника, Бретань, 1900г
Дворец Долма-Бахча на берегу Босфора
Пришлось Терлемезяну браться и за тематические картины, очень забавные: «Победа серпа и молота» или «Армения преподносит в дар большевизму своего первенца». К счастью, эскизы так и не стали картинами. К этому времени он был уже не простым художником, а художником-орденоносцем.
Армения преподносит в дар большевизму своего первенца, эскиз, 1924г
Трудная судьба и перемещения в пространстве не позволили Фаносу Терлемезяну обзавестись семьей и наследниками. Истинный покой он обрел в Армении, где впервые в 1929 году была организована его выставка. Следующая выставка в связи с 75-летием состоялась в апреле 1941-го. Благо работ было много: он привез из Америки все свои произведения и работал на родной земле как проклятый. Все, что у него было — картины, рисунки, архивные материалы, — он завещал Картинной галерее Армении.
Арарат осенью, 1929г
Остается добавить, что Ереванское художественное училище (ныне колледж) в 1941 году было названо именем Фаноса Терлемезяна – факт удивительный, учитывая его героическую биографию. Впрочем, не ошиблись – это светлое имя художника, бойца и патриота, целиком посвятившего себя родному народу.
В материале использована публикация издания nv.am.