Уильям Блейк – английский поэт XIX века, который стал символом романтической эпохи. Но он также известен как великолепный художник и график. Его работы вдохновили многих творцов. Уильям Блейк считался великим поэтом, оригинальным мыслителем и гениальным художником. В данной публикации собраны истории десяти необычных картин Уильяма Блейка.
Портрет Уильяма Блейка кисти Томаса Филипса, 1807г
«Песни невинности и опыта», 1789г
«Песни невинности и опыта» - это двойной набор иллюстрированных стихотворений, в которых изображены «Два противоположных состояния человеческой души», детская невинность и чистота против гнева и разочарования. Самая известная «песня невинности» Уильяма Блейка - «Агнец» (Агнец, агнец белый! Как ты, агнец, сделан?), а его противопоставление «Тигр» (Тигр, Тигр, жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах). Главный вопрос Блейка заключается в том, как один Бог создал обоих существ: одного мягким, а другого свирепым? «Агнец» был положен на музыку Воганом Уильямсом (который утверждал, что ненавидел стихотворение), Джоном Тавенером и Алленом Гинзбергом. А «Тигр» вдохновил песни Джони Митчелла и группы «Tangerine Dream».
«Сатана или Проклятая душа в Аду», 1789г
У Блейка Сатана, скорее, напоминает замученного в Аду человека с широко разинутым ртом и закатанными глазами. Взглянув на Адово пламя, изображенное прекрасными волнистыми линиями, можно увидеть, как Блейк экспериментирует с овальной иглой, французским методом гравировки 18-го века. А плоть Сатаны изображена очень резкими линиями – крошечные разрезы, запутанные в точечно-розовом узоре. Ещё в возрасте 14 лет Уильям Блейк был учеником гравера. И хотя сегодня его считают мастером в этой области, в 2005 году искусствовед Мей-Ин Сун утверждал, что гравюры Блейка свидетельствуют о бесконечных трудностях, разногласиях и неоднократных ошибках.
«Ветхий днями», 1794г
Гравюра «Ветхий днями» украшает книгу «Европа, пророчество». Уильям Блейк особенно любил этот образ, поэтому создал его в нескольких экземплярах. На картине изображен Бог, которому художник дает имя Уризен. В мифологии Блейка это репрессивная, сатанинская сила, пытающаяся принести человечеству единообразие, создавая разного рода ограничения (в книге «Америка, пророчество» Уризен – злой бог, который правил во время Просвещения). Он изображен на коленях в пылающем диске, окруженном темным облаком, с гигантским циркулем, которым он видимо, измеряет черную пустоту. Копия картины была показана Блейку в последние дни его жизни, поэтому художник создавал свои мрачные цвета на больничной койке.
«Радостный день или Танец Альбиона» (1794)
Голый юноша, одна половина тела которого напоминает Христа, а другая – витрувианского человека, стоит на скале, отбрасывая мирские кандалы, чтобы поприветствовать лучистый рассвет. Этот утопический образ 1780 года: американская революция была в самом разгаре. За эту картину Блейк был схвачен уличной толпой во время антикатолического бунта лорда Гордона. Альбион – древнее имя Британии, которое занимает центральное место в мифологии Блейка, рядом с его Четырьмя Зоа (персонажы Уризен, Тармас, Лува, Уртона), которые были созданы после падения Альбиона.
«Ньютон», 1795-1805гг
«Искусство – Древо Жизни. Наука – это Древо Смерти », - писал мистик Блейк. Он осудил научное трио Исаака Ньютона, Джона Локка и Фрэнсиса Бэкона, назвав их бесплодными материалистами. Здесь изображена, скорее идея, чем портрет Ньютона. Он сидит на скале, покрытой водорослями, и делает вычисления при помощи циркуля, как Уризен в «Ветхом днями». Он может быть на дне моря или же в черной дыре. На сегодняшний день это одна из двенадцати «больших цветных гравюр» Блейка в галерее Tate. А вдохновленная этой работой бронзовая скульптура Эдуардо Паолоцци находится напротив Британской библиотеки.
«Коттедж Блейка» (1804-1810)
Ангел парит над Блейком в саду его покрытого соломой коттеджа в Фелпхаме, Сассекс, где художник жил с 1800 по 1803 год и писал об это месте:
«Далеко до сладкого Фелфама, потому что там есть Небеса
Лестница Ангелов спускается по воздуху»
Только два из девяти домов, в которых он жил сохранились до наших дней. Общество Блейка собирает деньги, чтобы купить этот дом, потому что, некоторые утверждают, что там он сидел голым в саду, читая «Потерянный рай» своей жене.
«Иерусалим», 1804г
Гимн, который начинается словами:
«На этот горный склон крутой
Ступала ль ангела нога?
И знал ли агнец наш святой
Зелёной Англии луга?»
Радикальный христианин Блейк смело нападает на ортодоксальность и индустрию, называя их «тёмными фабриками сатаны», отчасти ссылаясь на мельницы Альбиона в Ламбете, которые сгорели в 1791 году. Многие произведения ссылались на эту поэму, но, пожалуй, самым ярким стал фильм «Огненные колесницы», так как заимствовал в качестве названия самую знаменитую строчку гимна. «Иерусалим» также является последней пророческой книгой Блейка. На его обложке изображена несущая таинственный шар фигура, которая приглашает нас за дверь стихотворения, или к самой смерти.
«Ангелы охраняют Христа в гробнице», 1805г
Данная работа написана при помощи акварели, пера и чернил. Он изображает момент, когда Мария Магдалина посетила гробницу Иисуса после распятия и обнаружила, что два ангела парят там, где лежало тело. Блейк взял этот образ из Книги Исхода Ветхого Завета: израильтяне создают «трон милосердия», окруженный золотыми ангелами. Художнику удалось создать настолько тонкие цвета, что изображение кажется почти монохромным. Блейк рассказывал, что однажды в возрасте 8 лет он видел дерево, полное ангелов, «распутывающихся на каждом суку, как звезды».
«Адам дает имена животным», 1810г
Картина выполнена в технике темпера на деревянной поверхности и находится в Доме-музее Поллока в Глазго. Молодой Адам, который очень похож на портреты кудрявого молодого Блейка, дает имена зверям после падения. Змей переплетается, на удивление дружелюбно, вокруг левой руки Адама и задумчиво смотрит на него. Животные, позади него, пасутся в пасторальном ландшафте, как будто все до сих пор не ведают о грехе, совершенном человеком в Эдемском саду. Над головой Адама желудь указывает на зиму, но в мифологии Блейка дуб также является деревом друидов, на котором был распят Христос. Падение человека, змея, Адам и Ева являются центральными персонажами в видениях Блейка.
«Призрак Блохи», 1819–1820гг
Одержимый сверхъестественным, Блейк утверждал, что видения посещали его каждый день с самого детства. Со своим другом, астрологом Джоном Варли, они даже пытались вызвать духов. И изображенное на картине чудовищное существо явилось к Блейку как раз во время одного из таких сеансов, заявив, что блохи были заселены душами людей, которые «по своей природе кровожадны до избытка». Чешуйчатое существо, похожее на вампира, пускает слюни в чашку для кровопускания. Но мир искусства времен Блейка счёл его сумасшедшим.
По материалам 2queens.