Онлайн

Ашуг Иетим-Гурджи: армянский трубадур Тбилиси

2019-09-17 22:43 , Минутка истории, 1824

Ашуг Иетим-Гурджи: армянский трубадур Тбилиси

«... Иетим-Гурджи скончался в 1940 году, не в таком уж и преклонном возрасте, 65-и лет. Одним из безошибочных свидетельств популярности его стихов было большое количество народу на его похоронах, тело Иетим-Гурджи на руках пронесли от района Исани, до нового кладбища Ваке. Многочисленную процессию сопровождал оркестр восточных инструментов. Выполнили и слова Иетим-Гурджи «сверху гроб покройте чёрной буркою моей» - и гроб действительно был покрыт его чёрной буркой. Солнце уже давно зашло, когда процессия дошла до кладбища. У края могилы, вокруг Иетим-Гурджи сгрудились многочисленные почитатели, а группы музыкантов, по очереди, исполняли его мелодии вместе с душераздирающей декламацией его стихов.

Эти проводы ашуга довольно-таки затянулись, но несмотря на то, что давно уже наступила ночь, все в молчании слушали его поэтическое слово, и сердце горевало о смерти такого таланта и народного поэта...». Андро Тевзадзе, предисловие к сборнику стихов Иетима-Гурджи, 1955г, Тбилиси

Иетим-Гурджи – Арутюн Григорьевич Агаджанов, - народный певец-ашуг и поэт Грузии. Родился он в 1875 году в семье ремесленника. Его отец был родом из Турции, он приехал в Тбилиси, чтобы жениться на армянке Саре. После его смерти 15-летний Арутюн со своей матерью и сестрой остался в полной нищете. Вскоре он стал учеником мастера музыкальных инструментов и профессионально освоил дойру, чианури и чонгури.

Как поэт он впервые заявил о себе в возрасте 20 лет. Он пел свои песни и баллады на грузинском, армянском и азербайджанском языках, пел он о жизни, о любви, о вечном. Он был любимцем тбилисцев всех национальностей, любимцем и богатых, и бедных. Прославленного ашуга непременно приглашали на свадьбы, где он исполнял ашугские песни, стихи городских поэтов и свои собственные. Етим Гурджи писал живым, разговорным языком горожанина с присущим тифлисским темпераментом и самозабвением. Это был человек впитавший в себя культуру и менталитет всех народов Закавказья. В своих стихах он воспевал благородных, честных, смелых и мужественных людей, любовь и дружбу.

Его первая книга «Поэма Анабаджи» была издана в 1909, сборник стихов «Новые стихи и песни» — в 1911. Выходили также «Новые стихи Иетима» (1913), «Танго» (1914), «Избранные стихи» (1928).

Русский поэт Сергей Есенин, который в бытность свою в Грузии осенью 1924 г. в Тифлисе встретился с Иетимом Гурджи. Есенин долго слушал исполняемые Гурджи народные мелодии. Впоследствии в своих воспоминаниях поэт написал:

«В пении старика было так много сердечности и внимательной любви к каждому звуку, что нельзя было не заслушаться. Я беседовал с певцом, потом сам спел «Есть одна хорошая песня у соловушки…». Гурджи выслушал, но сказал: «Не надо печали! Посмотрите, как хорошо на свете!», показывая вид древнего города».

В 1985 году – через 45 лет после смерти ашуга – в Старом городе, перед набережной застройкой на правом берегу реки Куры был установлен памятник Иетиму Гурджи работы скульптора Дмитрия Микатадзе.

Каждый год, в день его рождения, у могилы ашуга собираются тбилисцы — почитатели его творчества, возлагают цветы к его надгробию.

Вот несколько высказываний известных грузинских писателей о народном поэте.

«Мастер городской поэзии — редчайшая «птица» в мировой лирике. Это — особый мир, покоряющийся считанным единицам. Стихи Иетима Гурджи пели и поют по сей день, потому что они мужественны, патриотичны, проникнуты чувством верности родному городу, но главное — потому, что они идут от сердца к сердцу. Для меня это имя свято. Потому что он был настоящим тбилисцем, а настоящий тбилисец — это тот, для кого нет разницы — грузин ты или еврей, армянин или азербайджанец, осетин или курд…

...Поэзия Иетима Гурджи именно такова — лишена национальных пристрастий и обращена ко всем, кто любит и болеет душой за Тбилиси». Джансуг Чарквиани

«Тбилисский колорит, его душа, дух тогдашней городской жизни — все это соединили в себе личность и творчество Иетима Гурджи. Поэзия ашугов, возможно, не столь насыщена глубиной философской мысли, интеллектом и изысканностью форм, как у мировых классиков, но это ей и не нужно, иначе она потеряет «самость», утратит свою прелесть. Ее живой разговорный язык, темперамент, самозабвение имеют свое предназначение — отображать быт, жизнь и чаяния простых горожан, отношения между людьми, тепло и готовность приходить на помощь друг другу и в горе, и в радости. Эта поэзия воспевает красоту города, благородных, честных, смелых и мужественных людей, любовь и дружбу». Давид Шемокмедели

«Поэзия блистательного выразителя жизни тбилисской богемы Иетима Гурджи — это поэзия высокой нравственности, поэзия истинного сына народа». Гиви Шахназари

«Иетим Гурджи — лучший за всю историю певец родного города. Его поэзия пропитана духом братства кавказских народов, и сколько бы лет ни прошло, монументальный образ Иетима Гурджи останется как в истории литературы, так и в памяти благодарных потомков. Он был человеком трагической судьбы, и все-таки это — большое счастье для творца, когда твои стихи и спустя столетие звучат на улицах, в духанах, с театральных подмостков, в телевизионном и радиоэфире. Его проникнутые душевной болью и огромной любовью слова «Здравствуй, мой город Тбилиси, твой сын потерянный, пришел я…», запечатленные на городских вратах, являются залогом бессмертия поэта и его вечной жизни в нашей памяти». Важа Отарашвили

По материалам открытых источников

Лента

Рекомендуем посмотреть