Придуманная история любви, породившая шедевры: герои «Божественной комедии» Данте – Паоло и Франческа в живописи - RadioVan.fm

Онлайн

Придуманная история любви, породившая шедевры: герои «Божественной комедии» Данте – Паоло и Франческа в живописи

2019-09-12 21:37 , История любви, породившая шедевры, 8828

Придуманная история любви, породившая шедевры: герои «Божественной комедии» Данте – Паоло и Франческа в живописи

Большинство историй любви настолько банальны, что уходят в прошлое, как только предают земле тела людей, их переживших. Но стоит получить истории кровавую развязку – и у неё появляются все шансы стать легендой. Так произошло с Ромео и Джульеттой, а также с Паоло и Франческой, о которых пойдёт речь сегодня.

В начале XIII века наиболее влиятельными династиями региона Романья в Италии были Полента и Малатеста. В 1239-м году в Римини жил правитель по имени Малатеста да Веруккьо, и у него было четверо детей: хромой Джованни, Малатестино, Паоло Прекрасный и Маддалена.

Общую победу в войне с Гуидо да Монтефельтро Малатеста и да Полента главы династий решили укрепить брачным союзом. Согласно уговору, на дочери да Поленты Франческе должен был жениться старший сын Малатесты, калека Джованни. Родители девушки понимали, что она не согласиться выйти замуж за хромого, и пошли на хитрость.

В день свадьбы к Франческе явился юный красавец Паоло, младший брат Джованни, уполномоченный жениться по его доверенности. Девушка влюбилась в юношу с первого взгляда и согласилась стать его женой. Какого же было горе юной Франчески, когда обман раскрылся. Более того, оказалось, что и Паоло уже был женат на другой по расчёту.

Любовь, любить велящая любимым,

Меня к нему так властно привлекла,

Что этот плен ты видишь нерушимым.

Любовь вдвоём на гибель нас вела;

В Каине будет наших дней гаситель».

Такая речь из уст у них текла.

Спустя несколько лет несчастного брака Франческа родила законному мужу дочь, а Паоло, назначенный губернатором Флоренции, стал частым гостем в доме у старшего брата и его жены, в замке Градара. Во время одной из их тайных встреч их застал брат Малатестино и рассказал об увиденном Джованни. Тот, сделав вид, что уезжает по делам, внезапно вернулся в замок и лично застал влюблённых Паоло и Франческу за поцелуем. Те читали любовную историю Ланселота и Гвиневры и так увлеклись, что поцеловались. Именно в этот момент в комнату ворвался разъярённый Джованни.

В досужий час читали мы однажды

О Ланчелоте сладостный рассказ

Одни мы были, был беспечен каждый.

Над книгой взоры встретились не раз,

И мы бледнели с тайным содроганьем

Но дальше повесть победила нас.

Чуть только мы прочли о том, как он лобзаньем

Прильнул к улыбке дорого рта,

Тот, с кем навек я скована терзаньем,

Поцеловал, дрожа, мои уста.

И книга стала нашим Галеотом!

Никто из нас не дочитал листа.

Паоло хотел было бежать через потайной ход, но не успел. Джованни бросился на брата с ножом, Франческа закрыла возлюбленного собой и приняла удар в грудь. В итоге оба любовника были убиты ослеплённым ревностью Джованни.

Легенда также гласит, что до сих пор в полнолуние вокруг замка Градара блуждает неспокойная душа несчастной Франчески.

Данте Габриель Розетти, «Паоло и Франческа», 1855г

Но если бы не великий современник Паоло и Франчески – Данте Алигьери – легенда о влюблённой паре могла так и остаться легендой. Но поэт поселил их на страницах своей «Божественной комедии». Так, путешествуя с Вергилием по кругам Ада, он повстречал Франческу и Паоло во втором круге, где отбывают жестокое непомерно наказание те, кто при жизни познал запретную любовь. Тень Франчески, не покидая страстных объятий Паоло, рассказали главному герою об их страданиях в адовом вихре.

Этот романтичный, хоть и немного банальный сюжет итальянского эпоса, отображённый в великом произведении, вдохновил немало художников и скульпторов воссоздать образы влюблённых Паоло и Франчески. В иконографической традиции их изображают в нескольких ипостасях: во время чтения любовной книги, в поцелуе, убитыми или уже в Аду Данте Алигьери. В самых драматических сюжетах присутствует также законный разъярённый муж Франчески.

Ансельм Фридрих Фейербах, «Паоло и Франческа», 1864г

Лайош Гулачи, «Паоло и Франческа», 1903г

Уильям Дик, «Франческа из Римини», 1837г

Гетано Превиати, «Паоло и Франческа», 1887г

Данте Габриель Розетти, «Паоло и Франческа из Римини», 1867г

Эдвард Чарльз Халл, «Паоло и Франческа»

Феличе Джиани, «Паоло и Франческа», 1813г

Жан Август Доминик Ингрес, «Паоло и Франческа», 1819г

Амос Кассиоли, «Паоло и Франческа», 1870г

Йозеф Антон Кох, «Разоблачение Паоло и Франчески»

Неизвестный художник, «Паоло и Франческа», 1804г

Александр Кабанель, «Смерть Франчески и Паоло», 1870г

Сэр Джозеф Ноель Патон, «Убийство Паоло и Франчески»

Ари Шеффер, «Духи Паоло и Франчески являются Данте и Вергилию», 1835г

Бьянки Мозе, «Паоло и Франческа», 1877г

Джордж Фредерик Ваттс, «Паоло и Джованни»

Пьер Клод Франсуа Делорме, «Паоло и Франческа», 1830г

Умберто Боччиони, «Сон (Паоло и Франческа)», 1909г

Витале Саля, «Паоло и Франческа», 1823г

По материалам 2queens.

Лента

Рекомендуем посмотреть