Величина, своим масштабом сопоставимая лишь с Месропом Маштоцем: Мхитар Себастаци – основатель уважаемого во всем мире ордена - RadioVan.fm

Онлайн

Величина, своим масштабом сопоставимая лишь с Месропом Маштоцем: Мхитар Себастаци – основатель уважаемого во всем мире ордена

2019-08-31 22:42 , Немного О..., 4356

Величина, своим масштабом сопоставимая лишь с Месропом Маштоцем: Мхитар Себастаци – основатель уважаемого во всем мире ордена

Мхитар Себастаци – это величина, которая своим масштабом, значимостью может быть сопоставима лишь с Месропом Маштоцем, а его деятельность – поворотный пункт армянской культуры.

Мхитар Себастаци (Севастийский, арм. Մխիթար Սեբաստացի, также итал. Mekhitar da Pietro, в миру – Манук Петросян) родился в Севастии (Сивас) 7 февраля 1676 года. Поступил в монастырь Сурб Ншан, где и принял имя Мхитар, что в переводе с армянского означает Утешитель.

С ученических лет он проявлял большую любознательность, способность к логическому аналитическому мышлению, обладал острым ищущим умом – качества, которые привлекли внимание представителей Эчмиадзинского католикоса архиепископа Микаэла и побудили его привезти юношу в Эчмиадзин.

Здесь, однако, вместо того, чтобы обучать наукам, его отдали в слуги. Разочарованный отношением священнослужителей, подавленный окружающей атмосферой, Мхитар бежал в Севанский монастырь, думая, что там в тиши, посвятить себя литературной работе, и не предполагая, что севанская среда немногим отличалась от эчмиадзинской. Покинув и это пристанище, он возвратился на родину, а затем посетил Сирию, входившей тогда в османскую империю.

Преодолев много трудностей и лишений, Мхитар Себастаци прибыл в Алеппо. Здесь он сблизился с католическими священниками, которые советовали ему стать католическим проповедником среди армян, однако он стремился в Рим. Взяв у этих священников необходимые рекомендации, он прибыл в Константинополь, намереваясь отправиться оттюда в Италию. Однако, добравшись до Кипра, Себастаци тяжело заболел и после выздоровления вернулся в Себастию, в монастырь св. Ншана, и здесь в 1696 г. был возведен в сан священника.

Затем вновь путешествия, трудности, нужда, неудача в Константинополе, учительство в Кармирском монастыре в окрестностях города Карин (Ерзерум). И, наконец, в 1699 году Мхитар Себастаци получил церковную ученую степень вардапета.

В 1700 г. в качестве проповедника он вновь отправился в Константинополь, где вокруг него собрался кружок учеников. В Константинополе он нашел поддержку латинских священников и 8 сентября 1701 г. основал конгрегацию, состоявшую из 10 членов – монашескую общину, которая, помимо типичных религиозных задач, поставила себе целью просветительскую деятельность среди армян и их воссоединение со Святым Престолом… Так сбылась его долголетняя мечта.

В ходе начавшихся гонений на католиков со стороны турецких властей и подчиненных им православных и нехалкидонских иерархов он был вынужден укрыться в монастыре капуцинов, находившемся под дипломатической защитой Франции, затем бежать в Морею (в то время, а это уже 1703 год, находившуюся под контролем Венецианской республики).

У армян с Венецианской республикой благоприятные отношения сложились еще во времена Киликийской Армении – там уже была армянская церковь, и именно там армянский первопечатник Акоп Мегапарт еще в 1512 году выпустил первую книгу на армянском языке.

В Модоне он построил армянскую церковь и монастырь, заложив основы будущего ордена. В 1712 году римский Папа Климент XI дал этому начинанию официальное одобрение и назначил Мхитара аббатом. Однако уже через три года между Венецией и Османской империей началась война, поставившая монастырь под угрозу.

В 1717 году Римский Папа, понимая, что конгрегация может быть полезна в деле распространения католичества среди лишенного государственности армянского народа, особой грамотой отдал в ее распоряжение остров Святого Лазаря, находящийся недалеко от Венеции, расположенный в южной части Венецианской лагуны, вблизи острова Лидо.

Остров Святого Лазаря

Архиепископ Магакия Орманян – видный богослов и священнослужитель, арменовед и историк, публицист и общественный деятель, автор многих трудов, так оценивал в конце XIX века вклад Мхитара Себастаци в дело сохранения и развития армянской культуры:

«…Мхитар Себастаци был ревностным поборником прогресса с широкими взглядами. Он решил основаться на острове Сан-Лазаро близ Венеции в 1717 году. (В тот год Ватикан признал Мхитара как аббата Ордена Мхитаристов на острове Св. Лазаря). Мхитар должен был подчиниться требованиям римской курии, чтобы иметь возможность всецело посвятить себя делу умственной культуры. Он благоразумно воздержался от участия в деле пропаганды. Эта тактика, столь согласная с интересами армянского народа, была традиционной во всей этой общине в течение XVIII века, но с тех пор другие взгляды восторжествовали в ее лоне. Тем не менее, нам приятно воздать должное услугам, оказанным армянам последователями Мхитара в Венеции и Вене, которые столько сделали для обогащения армянского языка и литературы».

Мхитар Себастаци, пользуясь благосклонным отношением некоторых венецианских дожей и самого Римского Папы, в качестве исключения добился осуществления армянообрядного богослужения (литургия на армянском языке и по армянскому обряду). На острове Мхитар и его собратья, восстановили из руин старую церковь и выстроили монастырь, со временем, ставший одним из мировых центров армянской культуры.

Они издавали труды древнеармянских писателей, исследования по армяноведению, словари, переводили литературные памятники древнегреческой и римской литературы на древнеармянский язык.

Мхитар Себастаци явился первым автором Айказянского словаря, редактором и издателем Библии на армянском языке, издателем научных текстов. Он написал и опубликовал «Грамматику древнеармянского айказянского языка». Видя, что народ не понимает грабар, создал такие труды, как «Вопрошение о грамматике и ее частях», «Риторику». Он проложил путь очищения языка от заимствований. По его пути пошли последующие грамматики. Грамматика Мхитара дважды была переведена на грузинский язык и составлена первая грамматика грузинского языка.

Велика роль Мхитара Себастаци в развитии армянского языкознания, армянской культуры. Он составил программу, которую осуществляли и продолжили его ученики. В частности, новый Айказянский словарь создан на основе «Словаря» Мхитара.

Роль Мхитара Себастаци в истории развития армянского языкознания, армянской культуры не исчерпывается его оригинальными трудами. Кроме монастырских школ, действующих на острове Св. Лазаря и в Вене, мхитаристы имели школы во многих городах, где проживало большое число армян. Мхитаристы сыграли неоценимую роль в собирании и издании образцов древнеармянской книжности. В монастырях Венеции и Вены хранятся тысячи рукописей, десятки тысяч древнейших изданий и изданных в наши дни армянских книг. Они издали сочинения почти всех выдающихся представителей древнеармянской словесности – Агатангелоса, Корюна, Фавстоса Бузанда, Хоренаци, Езника, Егише, Лазаря Парпеци, Ована Мандакуни, Григора Нарекаци, Нерсеса Шнорали и многих других.

Мхитаристы перевели и издали лучшие образцы классической литературы: «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, 6 томов «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха, «Воспитание Кира» Ксенофонта, сочинения Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия, трагедии Софокла, басни Эзопа, «Божественную комедию» Данте, «Потерянный рай» Мильтона, «Манфред» Байрона, трагедии Расина, Корнеля и многое другое.

В организации в разное время состояли поэты: сам Мхитар Себастаци – основатель Конгрегации, представитель классицистического направления – Арсен Багратуни, романтик – Гевонд Алишан, впервые написавший цикл стихотворений «Песни Наапета» на новоармянском языке и другие.

Здесь Мхитар прожил 30 лет, занимаясь литературными трудами и печатным делом. В возрасте 73 лет Себастаци тяжело заболел и умер 27 апреля 1749 г. Похоронен в монастыре св. Лазаря.

Лента

Рекомендуем посмотреть