Самая известная «Неизвестная» Ивана Крамского: художник словно заранее прочувствовал несчастливую судьбу любимой дочери - RadioVan.fm

Онлайн

Самая известная «Неизвестная» Ивана Крамского: художник словно заранее прочувствовал несчастливую судьбу любимой дочери

2019-08-31 22:25 , Минутка истории, 13613

Самая известная «Неизвестная» Ивана Крамского: художник словно заранее прочувствовал несчастливую судьбу любимой дочери

Портрет Неизвестной, 1883г. Автор: Иван Крамской

Если имя Ивана Крамского известно почти всем, то имя его любимой дочери Софьи Юнкер-Крамской (1866-1933гг) знают совсем немногие. Она и есть самая настоящая Незнакомка. Все дело в том, что мало кто знает, о том что у художника была дочь, и к тому же очень талантливая художница. Очевидной причиной забвения было ее заключение в тюремные застенки и ссылка по этапу в Сибирь. От нее отреклись родные братья, побоявшись признать родство с «неблагонадежной» сестрой, а история ее ареста тщательно скрывалась долгие годы.

Иван Крамской. Автопортрет, 1874г

Даже в самой большой энциклопедии в мире нет страницы, посвященной Софье Крамской, оставившей после себя существенный след в изобразительном искусстве. А была она талантливым живописцем, графиком, миниатюристом, акварелистом, портретистом, писала жанровые картины, натюрморты, занималась иллюстрацией.

Лишь на странице ее отца – великого русского художника – в разделе «Семья» - коротенькая строка, где упомянуто имя Софьи среди списка детей Крамского: «Софья — дочь, художница, репрессирована». При том не указана ни дата ее рождения, ни дата кончины. О трагической судьбе дочери великого художника Ивана Крамского стало известно лишь недавно, когда были обнародованы документы из архива ФСБ РФ.

Иван Крамской. Крамская Софья Николаевна с Соней и Салтыкова Феодора Романовна – мать жены художника, 1866г

Но как бы там ни было, ее образ, увековечен любящим отцом на многих живописных полотнах. В том числе по одной из версий, именно Соня позировала отцу при создании самой знаменитой его картины «Неизвестная» (1883).

Портрет Сони Крамской. Начало 1870-х. И. Н. Крамской

Софья – единственная дочь среди троих сыновей в семье Крамских, родившаяся по сведениям одних источников в 1866, а иных – в 1867 году. С детства она была гадким утенком, но повзрослев – необыкновенно похорошела. А для художника отца она всегда была самой прекрасной и любимой моделью. Правда, почти с каждого портрета смотрят грустные и задумчивые бездонные глаза Софьи. Она как бы предчувствует грядущие несчастья в ее жизни.

Соня Крамская. И. Н. Крамской

Подрастая в творческой атмосфере дома Крамских, где постоянными гостями были талантливые и образованные люди, девочка рано прониклась любовью к живописи. И Крамской всячески развивал незаурядные способности дочери, стал ее первым наставником и учителем.

Соня Крамская с матерью Софьей Николаевной. И. Н. Крамской

Софья Крамская и дочери московского купца П. М. Третьякова – Вера и Александра были ровесницами, с самого детства связанные крепкой дружбой. Из воспоминаний Веры Третьяковой: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи… В 16–17 лет Соня похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников».

Портрет Сони Крамской после болезни. И. Н. Крамской

Илья Репин, ученик Крамского, тогда еще совсем неизвестный художник, был восхищен изящной фигурой Софьи. А у 30-летнего Альберта Бенуа были серьезные виды на 15-летнюю девушку. Но Соне он казался слишком уж старым. А вот Сергей Боткин, молодой врач, один из медицинской династии Боткиных, сразу же завладел сердцем юной Крамской. Дело шло к свадьбе. Отцом Софьи были написаны великолепные портреты жениха и невесты в 1882 году.

Сергей Боткин, 1882г. И. Н. Крамской

Неожиданно счастье юной Крамской разрушилось как карточный домик. Сергей Боткин расторг помолвку с Соней, и женился на ее подруге Саше Третьяковой. Софья, пережившая двойное предательство, сумела сохранить свое лицо, и остаться подругой сопернице. Но только одному Богу было известно, чего это ей стоило.

Портрет дочери, 1882г. И. Н. Крамской

От тоски, уныния ее спасала только живопись. И все это время с ней был рядом отец, который всем сердцем переживал, поддерживал и утешал свою единственную дочь. «Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание», - из воспоминаний Веры Третьяковой.

Девушка с кошкой, 1882г. И. Н. Крамской

Перед смертью художник, опечаленный не сложившейся судьбой Софьи, и вместе с тем гордый за ее профессиональный талант художника, говорил:

«Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию». Он как бы заранее прочувствовал несчастливую судьбу единственной дочери.

Автопортрет. Художник, пишущий портрет своей дочери, Софьи. (1884г). И. Н. Крамской.

Софья еще долгое время не могла прийти в себя от предательства любимого, и не пускала в свое сердце новую любовь. Лишь спустя годы, став известной 35-летней художницей, оттаявшее сердце Софьи Ивановны смогло полюбить. Она стала женой петербургского юриста Георгия Юнкера, с которым прожила 15 лет.

Портрет отца, 1887г. Софья Крамская

На рубеже ХIХ-ХХ века Крамская была достаточно знаменитой. Она имела много заказов от знатных и богатых людей, в том числе она создала серию портретов членов императорской семьи. Ее работы выставлялись на многих выставках, в Академии художеств.

Портрет девочки, 1886г, Софья Крамская

Начало ХХ века принесло с собой много новых бед - первая мировая война, революция, гражданская война. И сохранить большинство картин художницы было невозможно. Многое было уничтожено, много пропало. А часть работ, которые Софья передала в Острогожский музей в 1942 сгорели при пожаре. Но несколько работ все же дошли до наших дней, благодаря сотрудникам музеев.

Портрет девушки в кокошнике. Софья Крамская

Софье пришлось приспосабливаться к новой жизни в послереволюционной России. В 1918 году, работая реставратором в мастерской Главнауки, ей, глубоко верующему человеку, пришлось организовывать антирелигиозный музей Зимнего дворца. И работать над иллюстрациями в издательстве «Атеист». Будучи набожным человеком свою веру, она не скрывала. А еще, имея доброе и отзывчивое сердце, Крамская как могла помогала своим друзьям из бывшей знати, оставшимся за бортом новой жизни.

Портрет актрисы М. Г. Савиной. Софья Крамская

Вследствие такой деятельности Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, и обвинялась по статье 58-II УК РСФСР в контрреволюционной пропаганде и за внедрение в соцучреждения неблагонадежных граждан. Как «чуждый элемент» она была приговорена к трем годам ссылки в Сибирь. Решение суда и приговор спровоцировали инсульт. Слегка подлечив в тюремной больнице, разбитую параличом Софью все же отправили в Сибирь по этапу.

В конце 1931 года пишет письма М. И. Калинину и Екатерине Павловне Пешковой, которая существенно оказывала помощь политзаключенным. Софья просила о смягчении приговора. А в начале следующего года Крамская действительно была помилована и ей разрешено было вернуться в Ленинград. И все это было благодаря стараниям Екатерины Пешковой. А уже через год, в 1933 году, Софьи Ивановны не стало. Она умерла при странных обстоятельствах. Официальная версия гласила, что смерть последовала от сепсиса.

Реабилитировали художницу за отсутствием состава преступления только лишь в 1989 году.

Лента

Рекомендуем посмотреть