Чума
"Чума" Альбера Камю — это роман-притча. В город приходит страшная болезнь — и люди начинают умирать. Отцы города, скрывая правду, делают жителей заложниками эпидемии. И каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью. Многие литературные критики "прочитывают" в романе события во Франции в период фашистской оккупации.
Цитата
Сон человека куда более священная вещь, чем жизнь для зачумленных. Не следует портить сон честным людям. Это было бы дурным вкусом, а вкус как раз и заключается в том, чтобы ничего не пережевывать – это всем известно. Но с тех пор я стал плохо спать. Дурной вкус остался у меня во рту, и я не перестал пережевывать, другими словами, думать.
Падение. Изгнание и царство
«Падение» — последняя законченная повесть А.Камю. Пытаясь ответить на вечный вопрос: «В чём смысл человеческого существования?», писатель выбирает форму монолога-исповеди героя. Камю обнажает наиболее страшные человеческие пороки, которые не поддаются осуждению судом, как инстанцией, но противоречат добродетели. Главный герой повести, осознав себя как лицемера и грешника, не отказывается от своей сути, а находит оправдание для продолжения привычной ему жизни… Недаром Жан-Поль Сартр характеризовал повесть, как «самую красивую и наименее понятую» книгу А.Камю. В это издание также входит сборник новелл «Изгнание и царство».
Цитата
Мы все — исключительные случаи. Все мы хотим апеллировать по тому или иному поводу. Каждый требует, чтобы его признали невиновным во что бы то ни стало, даже если для этого надо обвинить весь род людской и небо.
Посторонний
«Посторонний» или «Чужой», также известен перевод «Незнакомец» Г. В. Адамовича (фр. L'Étranger) — дебютная повесть французского писателя Альбера Камю (1942), классическая иллюстрация идей экзистенциализма.
Повествование ведёт 30-летний француз, живущий в колониальном Алжире. Имя его остается неизвестным, но фамилия вскользь упоминается — Мерсо. Описаны три ключевых события в его жизни — смерть матери, убийство местного жителя и суд, а также краткие отношения с девушкой.
На суде Мерсо правдиво заявляет, что спустил курок пистолета «из-за солнца», чем вызывает в зале смех. На присяжных производит наибольшее впечатление свидетельство о том, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери, следовательно, человек он жестокосердный и не достойный того, чтобы жить.
В последней главе книги в камеру приговорённого к смертной казни Мерсо приходит священник, чтобы пробудить в нём веру в Бога. Наотрез отказываясь разделять иллюзии загробной жизни, рассказчик впервые выходит из полусонного равновесия и впадает в неистовство.
В «Постороннем» принято видеть творческий манифест Камю, его проповедь абсолютной свободы.
Цитата
Вот и я — я тоже готов все пережить заново. Как будто неистовый порыв гнева очистил меня от боли, избавил от надежды, и перед этой ночью, полной загадочных знаков и звезд, я впервые раскрываюсь навстречу тихому равнодушию мира. Он так на меня похож, он мне как брат, и от этого я чувствую — я был счастлив, я счастлив и сейчас. Чтобы все завершилось, чтобы не было мне так одиноко, остается только пожелать, чтобы в день моей казни собралось побольше зрителей — и пусть они встречают меня криками ненависти.
Миф о Сизифе
В этот сборник включены философские эссе Альбера Камю, посвященные теме свободы человеческой личности. Свободы абсурдной, жестокой в первую очередь для ее носителя — но бесконечно важной для его психологической и творческой реализации. Творчество аморально по определению, ибо лежит вне привычных рамок буржуазной морали? Сейчас это кажется общим местом — однако до Камю не было философа, способного раскрыть эту тему во всей ее откровенности и силе. Свободный человек обречен страдать — но страдание его не пугает? Один из самых красивых постулатов французского экзистенциализма. Его развивали многие — но никто не пошел дальше Камю — создателя гениального «Мифа о Сизифе»...
Цитата
За исключением единственной фатальности смерти, во всем остальном, в радости или в счастье, царит свобода. Человеку предоставлен выбор, он — единственный его властелин.
Калигула
Пьеса в четырех действиях. Пьеса, ставшая своеобразным творческим манифестом французской экзистенциалистской литературы - и до сих пор не сходящая со сцен всего мира. Пьеса, в которой, по словам Жана Поля Сартра, "свобода становится болью, а боль освобождает". Минули годы, десятилетия, - однако и литературные критики, и читатели по-прежнему пытаются - каждый по-своему! - постичь суть трагедии безумного молодого императора, дерзнувшего заглянуть в бездну вечности…
Цитата
Этот мир, такой, какой он есть, выносить нельзя. Поэтому мне нужна луна, или счастье, или бессмертие, что-нибудь пускай безумное, но только не из этого мира.
Материал подготовила: Марина Галоян