Изначальная композиция картины была совершенно иной: под поверхностью «Мадонны в скалах» да Винчи обнаружены иные рисунки - RadioVan.fm

Онлайн

Изначальная композиция картины была совершенно иной: под поверхностью «Мадонны в скалах» да Винчи обнаружены иные рисунки

2019-08-24 17:29 , Культура, Шоу бизнес, 2179

Изначальная композиция картины была совершенно иной: под поверхностью «Мадонны в скалах» да Винчи обнаружены иные рисунки

Национальная галерея в Лондоне опубликовала кардинально новые изображения одного из самых популярных шедевров в своей коллекции — «Мадонны в скалах» (1491/99, 1506/08) Леонардо да Винчи. Рисунки, обнаруженные под поверхностью работы, показывают, что изначальная композиция картины была совершенно иной.

О том, что Леонардо переделал почти двухметровую картину, написанную маслом на панели, стало известно ещё в 2005 году. Тогда специалисты изучили её с помощью инфракрасной рефлектографии. Теперь же, благодаря более новым технологиям, детали удалось разглядеть намного чётче.

На самом деле под поверхностью есть два разных слоя, переработанных позже. Один из них довольно близок к финальной композиции, но младенец Иисус на нём повёрнут не в профиль, как на финальном варианте. В ещё более ранней редакции Дева Мария, находящаяся слева, смотрит на своего сына и ангела, склонившегося над ним. Две последние фигуры расположены так близко, что кажется, будто одна обнимает другую.

Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах» (1506/08). Национальная галерея, Лондон

Линии первоначального рисунка, полученные с помощью современного оборудования

Делая этот набросок, Леонардо использовал пигмент на основе цинка. Его и позволили обнаружить современные технические достижения.

Фрагмент одного из нижних слоёв картины «Мадонна в скалах»

На окончательном варианте Леонардо изменил причёску ангела

Панель, хранящаяся в Лондоне — это вторая версия произведения Да Винчи; первая, датированная 1483 годом, принадлежит парижскому Лувру. Между тем, в 2015 году биолог и искусствовед Энн Пиццоруссо вновь подвергла сомнению то, что «лондонский вариант» принадлежит кисти Леонардо да Винчи.

Дело в том, что на этой картине есть несуществующие и неправильные растения — и маловероятно, что художник, тщательно выписавший грот на «парижской» работе, допустил такие ошибки в «британской». Картина из Лондона и правда долгое время считалась произведением учеников мастера и была признана его творением лишь в 2010 году. Национальная галерея отказалась комментировать новое исследование.

Помимо демонстрации подробностей о научных исследованиях Леонардо, которые помогли ему понять и точно изобразить свет и тень, на выставке будут представлены и другие открытия реставраторов, сделанные во время работой над картиной. В частности, это отпечатки ладоней, оставшиеся на грунте, который наносили на панель для создания слоя более или менее однородной толщины. Конечно, скорее всего, они принадлежат подмастерью, но, не исключено, что и самому мастеру.

Фрагмент изображения первоначальной композции «Мадонны в скалах»

По материалам Аrtnet News.

Лента

Рекомендуем посмотреть