Стив МакКарри и его «Афганская Мона Лиза» - самая знаменитая фотография в мире - RadioVan.fm

Онлайн

Стив МакКарри и его «Афганская Мона Лиза» - самая знаменитая фотография в мире

2019-08-19 21:40 , История Одного Шедевра, 5462

Стив МакКарри и его «Афганская Мона Лиза» - самая знаменитая фотография в мире

Ежегодно 19 августа все фотографы (и любители, и профессионалы) и ценители Всемирный день фотографии (World Photography Day). А учрежден он был в 2009 году по инициативе австралийского фотографа по имени Корске Ара.

Дата праздника была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1839 году широкой общественности был представлен метод получения отпечатка фото – дагерротипа, прототипа фотографии. Данное изобретение принадлежит Луи Жаку Манде Дагера, у которого патент на столь перспективную инновацию выкупило правительство Франции, оно и провозгласило его изобретение «подарком миру». Ведь изобретение Дагера стало первым шагом на пути к фотографии как общедоступной «технологии».

И сегодня по случаю этого праздника мы расскажем о самой узнаваемой фотографии в мире – «Афганскую девочку» Стива МакКари.

«Шарбат Гула. Афганская девочка», лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан, 1984г

Стив МакКарри родился в 1950 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, США. После окончания Пенсильванского университета в 1974 году, в котором он изучал кино и театральное искусство, МакКарри несколько лет проработал в местной газете. Однако, тяга к путешествиям и репортажам из-за рубежа взяла верх.

МакКарри – первый фотограф, показавший миру трагедию афганского народа

Стив МакКарри

В 1979 году, прямо накануне ввода советских войск в Афганистан, благодаря помощи беженцев Стив МакКарри добрался до афганско-пакистанской границы и оказался на территории Афганистана, подконтрольной повстанцам. МакКарри стал первым западным фотографом, которому удалось показать миру изображения конфликта (после советского вторжения в Афганистан доступ в зону конфликта западным журналистам был закрыт). Он перемещался по Афганистану под видом местного жителя: отпустил бороду и переоделся в местную одежду, в которую зашил катушки с пленками.

«Шарбат Гула. Афганская девочка»

Как фотограф National Geografic Стив МакКарри посетил лагеря афганских беженцев на афганско-пакистанской границе в 1984 году – он собирал новый материал об афганско-советской войне.

Фотографируя группу учеников в лагере беженцев Насир-Баг, Стив МакКарри обратил внимание на взгляд Шарбат Гулы, 12-летней девочки. Осведомившись у учительницы о том, кто она и что с ней случилось (девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы после того, как их деревня попала под вертолётный обстрел и многие из членов её семьи, в том числе, её родители, погибли), МакКарри несколько минут её фотографировал. Тогда и был сделан снимок «Афганская девочка».

Имя Шарбат Гулы Стив МакКарри тогда не узнал, так как на момент создания фотографии не представлял, насколько эта фотография впечатлит мир. Только вернувшись в Вашингтон и проявив плёнку, МакКарри понял, насколько эта фотография неординарна:

«Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается, как нужно». Стив МакКарри, 2002 год

Фоторедактор National Geographic изначально не хотел ставить фото Шарбат Гулы на обложку, считая её слишком «тяжёлой», но, в итоге, уступил и поместил её на обложку под названием «Афганская девочка» - имя Шарбат Гулы не было известно до 2002 года, когда Гула была найдена.

обложка National Geographic, 1985 год

Шарбат Гула (вероятно, 2002 год)

«За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие — удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться». Стив МакКарри, 2002 год

С того времени МакКарри побывал в Ираке, Йемене, Ливане, Югославии, Камбодже, на Филиппинах, где в объективе его камеры были войны и вооруженные конфликты. В фокусе всегда – портрет местного жителя: МакКарри пытался прочувствовать и понять чувства людей, оказавшихся помимо собственной воли в эпицентре гуманитарной катастрофы.

Фотография «Афганская девочка» для западного читателя стала символом трагедии афганского народа и советской «миротворческой» операции в Афганистане.

Лента

Рекомендуем посмотреть