«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги Великого Достоевского!!!
Его имя известно во всем мире. Его романы — классика, но классика по сей день неразгаданная, о которой спорят литературоведы и читатели, которую экранизируют и ставят на театральной сцене самые известные и талантливые режиссеры.
Братья Карамазовы
"Братья Карамазовы" - итоговый роман Достоевского, в нем сконцентрировались вся художественная мощь писателя и глубина прозрений религиозного мыслителя. "Братья Карамазовы" - это своеобразный роман романов, в котором испепеляющая страсть, борьба за наследство, богоискательство выводят на глобальные вопросы о самой сущности человека, о его природе. Каждый характер, как бы сложен он ни был, у Достоевского предстает некой частью одной, почти безграничной картины - это картина многогранной человеческой души, и в этой душе, и за эту душу идет нескончаемая битва добра и зла.
Цитата
Что есть ад? Страдание о том, что нельзя более любить. — Глава III, старец Зосима
Идиот
Гениальность и безумие… так ли далеки друг от друга эти понятия, как кажется? И где проходит грань, отделяющая первое от второго? В одном из самых главных своих романов «Идиот» Федор Достоевский пытается дать ответы на эти вопросы, касаясь запретных тем и ломая нравственные табу.
Цитата
Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.
Униженные и оскорбленные
Роман "Униженные и оскорбленные" (1861) создавался Ф. М. Достоевским в эпоху необычайного подъема русской общественной жизни, - в эпоху, когда публикация нового литературного произведения воспринималась как событие социально значимое. Так было воспринято и появление романа "Униженные и оскорбленные". После его выхода в свет Н. А. Добролюбов отвел Достоевскому самое почетное место в "гуманистическом" направлении русской литературы. Многое в этом романе читателям казалось необычным: перед ними была поставлена новая этико-социальная проблема - проблема эгоизма. Князь Валковский, разворачивающий на страницах романа свою циническую "философию жизни", стал первым в творчестве писателя героем-"идеологом", предшественником Человека из подполья, Раскольникова, Свидригайлова и других героев Достоевского 1860-1870-х гг.
Цитата
Коли ты хочешь, чтобы тебя уважали, во-первых и главное — уважай сам себя.
Преступление и наказание
Замысел «Преступления и наказания» созревал у Достоевского в течение многих лет, однако центральная тема, связанная с идеей главного героя об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, начала формироваться только в 1863 году в Италии. Приступив к непосредственной работе над произведением, автор объединил черновики незавершённого романа «Пьяненькие», в котором была намечена сюжетная линия, повествующая о семье Мармеладовых, и наброски романа-исповеди, задуманного как откровение каторжанина. В процессе работы план расширился, и в основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких старуху-процентщицу. При этом криминальная история стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей.
Цитата
"Тварь ли я дрожащая или право имею?"
Бесы
Роман "Бесы" Ф.М.Достоевского - одно из величайших достижений мировой культуры, точно и глубоко обозначивший разломы грядущих социальных катастроф. Первая мировая война, русская революция, глобальная катастрофа Второй мировой и наши дни подтвердили его пророчества о том, что ждет общество, отменившее веками существовавшие нравственные основании, на которых оно и стоит. В этом шатком состоянии люди теряют способность различать добро и зло. Попытки радикального переустройства общества, духовная и нравственная слепота ведут к катастрофе и безумию. Каждый раз из тектонических сдвигов истории, словно джинн из лампы, бесы приходят в мир, обещая помощь в исполнении якобы великих свершений, в реальности ими же порожденных человеческих прихотей. И вместе с тем надежда, выраженная в эпиграфе романа: "Вышли жители смотреть случившееся и, пришедшие к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись". Каждый, прочитавший это произведение, получает прививку от бездумного следования за очередными губительными лозунгами.
Цитата
Если хочешь победить весь мир, победи себя.
Игрок
Темой романа является всепоглощающая страсть к азартной игре. История азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но единственной, экзистенциальной сутью бытия. Сюжет разворачивается в немецком курортном городке под вымышленным названием Рулетенбург. Главный герой истории — Алексей Иванович — путешествует с семьёй отставного генерала в качестве учителя его детей. Все в семье ждут смерти бабушки, чтобы получить огромное наследство. Алексей влюблён в Полину, падчерицу генерала. Сама же девушка влюблена во француза, маркиза де Грие. Тем временем бабушка приезжает в этот маленький городок совершенно здоровая, увлекается игрой в рулетку и проигрывает часть своего состояния. Алексей пытается помочь Полине, выигрывая для неё огромную сумму денег, но гордая девушка не принимает их. Все герои повествования на какое-то время теряют друг друга из виду, Алексей сам становится игроком на рулетке, а через два года узнаёт, что на самом деле всё это время Полина действительно любила его.
Цитата
Но ведь удовольствие всегда полезно, а дикая, беспредельная власть - хоть над мухой - ведь это тоже своего рода наслаждение. Человек деспот от природы и любит быть мучителем.
Записки из подполья
"Записки из подполья" Федора Михайловича Достоевского - произведение, во многом предопределившее литературу XX века. Именно в этой повести, герой которой - коллежский ассессор в отставке - отдает на суд читателя свою исповедь, впервые прозвучали идеи экзистенциализма. Проявляя незаурядный ум и мужество, безымянный петербургский чиновник исследует собственное сознание, собственную душу. Он не в состоянии примириться с действительностью и испытывает "чувство вины" за несовершенный миропорядок, причиняющий страдание. Уйдя в психологическое подполье и презрев мир живых людей, он задается вечными вопросами: что есть человек и каково его предназначенье? Он протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации и получает удовольствие от того, что мучает себя и других. Вслед за великим русским писателем природу этих поисков и сомнений пытались исследовать крупнейшие мыслители современности, среди которых Кьеркегор и Ницше, недаром последний называл Достоевского единственным психологом, у которого он мог кое-чему научиться.
Цитата
О чем может говорить порядочный человек с наибольшим удовольствием? Ответ: о себе.
Записки из Мертвого дома
Азартный игрок и политический преступник, невротик и философ, "русский Ницше" - Ф. М. Достоевский стал одним из тех символов русской культуры, которые и по сей день определяют облик России во всем мире. Один из самых известных писателей XIX века, он никогда не получал Нобелевской премии и Букера, едва не попал в тюрьму, часто жил в долг и порой едва сводил концы с концами. Но это не помешало ему создавать величайшие произведения, которые сегодня входят в обязательный джентльменский набор современного человека. Читая их, лучше понимаешь себя и своих соотечественников, учишься избегать чрезмерных страстей и ценить подлинные любовь и дружбу. "Записки из Мертвого дома", написанные после возвращения из каторги - уникальный документ, рассказывающий о судьбах настоящих заключенных, которых писатель встречал на каторжных работах.
Цитата
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что по смеху можно узнать человека, и если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей, то смело говорите, что это человек хороший.
Подросток
«Подросток» — один из романов «великого Пятикнижия» Достоевского — написан в форме исповеди, в жанре личных записок. Одержимый собственной «идеей», раздираемый внутренними противоречиями, главный герой становится свидетелем непростых отношений взрослых людей и сам переживает не менее сложные чувства. Роман проиллюстрировал Виталий Горяев, отразив в ломаных линиях своего рисунка слом сознания героя, жизненный перелом, непростое взросление гордого и уязвимого юного человека.
Цитата
— Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво. — Красиво? — Конечно. Молчание всегда красиво, а молчаливый всегда красивее говорящего.
Сон смешного человека (сборник)
Одинокий молодой человек, окружение которого с малых лет считает его чудаком и смешным, решает застрелиться из-за поселившейся в нём идеи. Но совесть из-за сделанного им подлого дела не даёт покоя. В раздумье уже перед револьвером герой засыпает. Во сне видит мир, который внешне точь-в-точь похож на землю, но на котором все идеально: нет злости, зависти, ревности, воровства. Земля являлась идеалом во всём. Постепенно тот мир у него на глазах превращается в падший мир, как на Земле, и причиной этого падения оказывается сам герой рассказа. Просыпается герой совсем другим человеком с осознанием того, что лучше в несовершенном мире сеять любовь и добро, чем наоборот...
Цитата
Надо мной смеялись все и всегда. Но не знали они никто и не догадывались о том, что если был человек на земле, больше всех знавший про то, что я смешон, так это был сам я.
Материал подготовила: Марина Галоян