Война — всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени: Томас Манн своими идеями вдохновил не одно литературное поколение - RadioVan.fm

Онлайн

Война — всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени: Томас Манн своими идеями вдохновил не одно литературное поколение

2019-08-12 22:25 , Минутка истории, 5068

Война — всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени: Томас Манн своими идеями вдохновил не одно литературное поколение

Иоганн Вольфганг Гёте, Иммануил Кант, Фридрих Шиллер – эти имена неотъемлемо ассоциируются у каждого с немецкой классикой. Но кто продолжал традиции великой литературы после них? Безусловно, первым вспоминается имя Томаса Манна, который по сей день считается самым влиятельным автором своего времени.

Пауль Томас Манн родился 6 июня 1875 года в портовом городе Любеке на севере Германии. Семья его на то время считалась достаточно зажиточный, так как его отец, Иоганн Генрих Манн, был торговцем зерном и городским сенатором. А мать, Юлия Манн, было родом из Бразилии, из семьи немецкого переселенца-плантатора и его жены-креолки. Возможно, смешанность кровей оставила отпечаток на будущем творчестве Манна. Кстати, он был не единственным литератором в семье: его старший брат, Генрих Манн тоже был известным писателем. Помимо этого, у Томаса Манна был младший брат и две сестры.

К сожалению, отец Манна скончался в 1891 году и завещал продать свою фирму, оставив семье лишь деньги, с процентов на которые они и жили. Поэтому, как позже писал сам Томас Манн, школу он закончил «довольно бесславно». После этого вместе с матерью и сестрой они переезжают в Мюнхен. Там Манн посещал лекции в университете, но из-зафинансового положения не может уделять все время учебе, так как параллельно устраивается работать клерком в страховую компанию. Очень скоро будущий писатель понимает, что призвание его далеко не в финансовой сфере, и вместе с братом Генрихом отправляется на несколько лет в Италию.

Это путешествие и стало началом писательской карьеры Томаса Манна. Там он начал писать свои первые рассказы и потихоньку отправлять их разным издателям. Среди них был и Самуэль Фишер, который опубликовал небольшой сборник Манна, название которому дала одна из новелл – «Маленький господин Фридеманн». В этих рассказах Манн еще только формируется как писатель, находясь в постоянном поиске своего места в литературе. В раннем творчестве Томаса Манна ярко проявляется тяга к буржуазным традициям прошлого.

Вернувшись в Мюнхен, Томас Манн начинает пробовать себя в журналистике. Он устраивается работать в сатирический еженедельник «Симплициссимус», и даже какое-то время занимает там редакторскую должность. Именно здесь он впервые входит в литературный круг того времени — кружок Штефана Георге, члены которого провозгласили себя наследниками немецкой культуры и исповедовали идеи декаданса. Но на тот момент эти идеи были чужды Манну, и он предпочел остаться в более консервативных течениях, как немецкой литературы, так и политики.

В 1901 году издательский дом «Фишер» публикует, по мнению многих, величайшее произведение Томаса Манна – роман «Будденброки». Это произведение для Манна, можно сказать, было автобиографическим. Роман рассказывает об истории одной семьи, которая основывает достаточно прибыльное дело, но с течением времени меняются обстоятельства, и рушится привычный быт семейства. За один год было продано всего 100 экземпляров «Будденброков», но с каждым годом продажи увеличивались и в 1929 году роман был выпущен общим тиражом в 1 миллион экземпляров.

Этот роман принес Манну не только мировую славу, но и Нобелевскую премию в 1927 году. Только написав этот роман, писатель уже осознавал всю его ценность. Рукопись «Будденброков» существовала в одном экземпляре, поэтому, отправляя по почте к издателю кипу густо исписанных листов, автор решил его застраховать, отметив на упаковке рядом с надписью «рукопись» его ценность, равную примерно тысячи маркам. Заметив эту цифру, почтовый чиновник молча улыбнулся.

А в 1903 году выходит новелла «Тристан», в которой писатель размышляет о месте художника в жизни. Позже, выйдут и другие, близкие по духу этому произведения: «Тонио Крегер» и «Смерть в Венеции».

Уже признанным писателем Томас Манн познакомился с будущей женой Катей Прингсгейм. Она была дочерью известного в Мюнхене профессора математики, который увлекался коллекционированием произведений искусства. Девушка не сразу приняла объяснение, ведь понимала, как непросто быть женой знаменитого писателя. Но, в 1905 году они обвенчались. Брак, как и надеялся Манн, оказался счастливым. Вместе с Катей, которая была рядом во всех испытаниях судьбы, разделяла радости его творческого труда и жизненные невзгоды, писатель прожил полвека. Вместе с ней он построил настоящую «бюргерскую» семью, о которой так мечтал, в которой родились и выросли шестеро детей, среди которых были и творчески одаренные натуры (дочь Эрика стала актрисой, сын Клаус вслед за отцом выбрал своим ремеслом литературу).

Катя Манн с детьми

В 1907 году выходит первая и единственная пьеса Томаса Манна «Флоренция», а двумя годами позднее роман «Королевское высочество». Оба этих произведения поднимали уже новый для Манна вопрос: он рассматривает этическую ценность жизни не только художника, но и человека в целом.

Годы Первой мировой войны отличились мировоззренческим и творческим кризисом в жизни писателя. Он отложил новый роман, над которым начал работать в 1913 году (через одиннадцать лет это произведение увидит свет под названием «Волшебная гора»), и, увлекшись политической жизнью своей страны, сосредоточился на публицистике. Позиция, которую он отстаивал в статьях того времени, сводилась к поддержке участия Германии в Первой мировой войне. Эта позиция опиралась на определенные националистические настроения. Позже Томас Манн откровенно называл свои тогдашние взгляды ошибочными и вообще оценивал тот период своей жизни как один из самых трудных. Впоследствии, в 20-х годах, на фоне бурного развития фашистских настроений в Германии позиция сочувствия воинствующему германизму изменилась на однозначную оппозицию к нему.

После окончания войны, в 1924 году, выходит роман Манна «Волшебная гора». По словам самого Манна, это произведение стало «ключевым и поворотным пунктом» его творчества.Именно в нем писатель отрекается от многого, что он так яро поддерживал. Манн называет этот роман: «книгой идейного отречения от многого, что было дорого, от многих опасных симпатий, волшебства и соблазна, к которым склонялась и склоняется европейская душа…», и подчеркивал, что цель его книги – «будущность».

Со временем писатель берется за новое произведение - роман о библейском Иосифе Прекрасном («Иосиф и его братья»). Работа над ним длилась долгие семнадцать лет. За это время замысел книги под пером писателя разросся в огромную тетралогию. Параллельно, в паузах, которые Томас Манн считал отдыхом от изнурительной работы над книгой-великаном, писались новеллы, литературно-критические статьи, даже еще один роман, «Лотта в Веймаре», который на фоне других эпопей Манна выглядит почти миниатюрным.

В 1933 году Томас Манн ездит по стране с курсом лекций и чтением своих произведений. Уже тогда писатель стал полностью выбиваться из нацистской идеологии. После гитлеровского переворота Томаса Манна лишают немецкого гражданства и конфискуют все имущество. Сначала писатель вместе с семьей эмигрирует в Швейцарию, а оттуда в 1938 году в США. В 1944 году Томас Манн получает американское гражданство.

Во время Второй мировой войны Томас Манн активно выступает на радио и в прессе с антифашистскими заявлениями. После статьи Корроди в «Новой цюрихской газете», в которой автор утверждал, что Томас Манн полностью пересмотрел свои взгляды, он «осмысливает дело национал-социализма» и скоро вернется на родину, писатель довольно резко ответил редактору той газеты: «Глубокое убеждение, ежедневно подтверждаемое и питаемое тысячами человеческих, моральных и эстетических впечатлений и наблюдений, в том, что современные властители Германии ничего не могут принести хорошего ни Германии, ни миру, — это убеждение вынудило меня покинуть страну, с духовными традициями которой я сроднен значительно глубже, чем те, что уже в течение трех лет никак не отваживаются отказать мне перед всем миром в принадлежности Германии».

Уже после окончания войны Томас Манн ясно дал понять свое отношение к национал-социализму, и ответил достаточно ясно своим соотечественникам, которые видели в этой идеологии позитивные стороны: «Я не видел ничего, кроме мерзости, сивушной отравы для народа, кроме врожденной страсти к убийству, кроме верной гибели Германии и Европы».

По окончании Второй мировой войны Томас Манн так и не решился вернуться на родину, расколотую на два враждебных лагеря – ФРГ и ГДР. Однако, до последних дней он чувствовал духовную связь с ней. В 1949 году совместно западная и восточная Германии вручают ему премию Гёте. Но лишь в1952 году Манн окончательно возвращается в Европу и остается жить в Швейцарии.

В последние годы жизни Томас Манн продолжает работать над новыми произведениями, а также возвращается к начатому в 1910 году роману «Признания авантюриста Феликса Круля», который закончить так и не успеет. В 1955 году ему еще раз удается посетить родную страну. В честь юбилея Фридриха Шиллера он совершает поездку по обеим частям Германии с чтением лекций.

Последним проектом Томаса Манна была идея обращения к правительству всех государств по поводу защиты человека, над которым нависла угроза исчезновения вследствие открытия атомной бомбы и нарастания напряженности в атмосфере «холодной войны». Под этим эпохальным документом, по замыслу писателя, должны были подписаться выдающиеся деятели науки, искусства и культуры. Воплощению этой идеи в жизнь помешала смерть писателя. Томас Манн умер 12 августа 1955 года в Цюрихе.

Томас Манн оставил после себя одно из уникальнейших литературных наследий. О его работах написано множество научных работ, в которых произведения Манна предстают в самом невероятном свете. Но, важнее всего то, что Томас Манн заложил невероятно мощную не только литературную, но и философскую почву. Своими идеями этот автор вдохновил не одно литературное поколение.

Цитаты

◆ Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от обыкновенного: он более холоден и более страстен.

◆ Во имя добра и любви человек не должен позволить смерти овладеть его мыслями.

◆ Война — всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени.

◆ Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.

◆ Кто поощряет порок, тот оскорбляет тем самым добродетель.

◆ Молодость обычно слишком молода для юности. — из «Признания авантюриста Феликса Круля»

◆ Нравственность — это, несомненно, самое важное в жизни; она, возможно, сама воля к жизни.

◆ Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения.

◆ Праздновать прошлое приятно, когда радуешься настоящему и будущему. — роман «Будденброки»

◆ Совершенство приносит большую радость.

◆ Страсть, объектом которой мы становимся, не будучи сами ею затронуты, может внушить (…) холодность и пренебрежение, ведущие к попранию чужих чувств. — из «Признания авантюриста Феликса Круля»

◆ Безумие… — понятие достаточно зыбкое, и люди мещанского склада произвольно орудуют им, руководствуясь сомнительными критериями. Границу разумного они проводят наспех и очень близко от себя и своих пошлых убеждений, а все, что находится за нею, объявляют сумасшествием.

Лента

Рекомендуем посмотреть