От Да Винчи до Рембрандта – картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами: часть первая - RadioVan.fm

Онлайн

От Да Винчи до Рембрандта – картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами: часть первая

2019-08-07 22:09 , Культура, Шоу бизнес, 2548

От Да Винчи до Рембрандта – картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами: часть первая

История искусства знает массу случаев, когда по картинам прошлись огнем и мечом. Их разделяли на части сами художники, продавцы, обстоятельства или стихии. Но выжившие фрагменты (порой — совсем крошечные и, разумеется, с новыми названиями) и по сей день продолжают привлекать, волновать, впечатлять — даже сильнее многих целых и невредимых полотен.

Итак, сегодня мы рассказываем о картинах, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами.

Леонардо Да Винчи, портрет Джиневры де Бенчи, 1470-е

Этот портрет — погрудный: рук Джиневры де Бенчи, флорентийской красавицы и поэтессы, мы не видим. Но ее руки — среди самых известных в истории искусства, они даже на других художников повлияли.

В Виндзорском замке хранится эскиз женских рук авторства Леонардо да Винчи — считается, что это его подготовка к написанию портрета Джиневры.

Леонардо да Винчи. Эскиз рук. 1474г

Почти через 500 лет, вдохновившись этим наброском, Мариуц Эшер создаст знаменитые «Рисующие руки».

Мариуц Корнелис Эшер. Рисующие руки. 1948г

А вот два произведения современников Леонардо да Винчи. Обе работы могли быть выполнены под впечатлением от портрета Джиневры. И обе эти женщины запечатлены с руками.

Лоренцо ди Креди довольно точно воспроизвел картину Леонардо — даже фон из можжевельника соорудил, только отзеркалил композицию.

Лоренцо ди Креди. Женский портрет. 1490-е

Со скульптурным портретом работы Веррокьо — сложнее: точная дата создания произведения неизвестна. Верроккьо — учитель Леонардо. Возможно, идею с руками да Винчи подсмотрел у наставника. Но не исключено и обратное: ученик к этому времени уже превзошел учителя — и это Веррокьо вдохновлялся руками Джиневры с картины Леонардо да Винчи (в момент написания портрета Джиневры героине около 17-ти лет, а художнику — около 23-х).

Андреа дель Верроккьо. Женщина с букетом цветов. Ок. 1470-е - 1480-е

В чем никто не сомневается — так это в том, что портрет Джиневры де Бенчи был поясным, а не погрудным, то есть она была написана с руками. Аргументов для такого утверждения немало. В своем «Трактате о живописи» да Винчи много говорит о том, как следует писать руки. В частности, он наставляет коллег:

«Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы».

Сам этому правилу следовал: руки на его произведениях неизменно привлекают внимание.

Не только собственные художественные принципы не позволили бы художнику проигнорировать руки портретируемой. Дело в том, что это были выдающиеся руки: по меньшей мере два поэта, сочинявшие стихи, посвященные Джиневре, сообщали о красоте её кистей и пальцев.

Еще одно доказательство тому, что нижняя часть картины (сантиметров 9−10) была обрезана, найдем, если рассмотрим оборотную сторону портрета Джиневры де Бенчи.

На обороте изображен венок из пальмовой и лавровой ветвей, с надписью «Красота украшает добродетель». Очевидно, что нижняя часть венка обрезана.

А вот почему нижнюю часть картины с руками Джиневры пришлось отсечь — остается только догадываться. Возможно, был удален фрагмент, пострадавший от сырости, огня или грызунов.

Иероним Босх, триптих «Семь смертных грехов»

В 2016-м в Хертогенбосе, городе, где родился и жил Иероним Босх, прошла грандиозная выставка, посвященная 500-летию со дня смерти художника. На ней воссоединились четыре фрагмента утраченного триптиха, который, вероятно, был посвящен смертным грехам.

«Блудный сын» приехал из Роттердама — это знаменитое изображение, полагают, было внешними створками триптиха. Что касается внутренних частей — центральная, увы, не сохранилась. А вот боковые панели целы: одна из них — это «Смерть скупца» (сейчас обитает в Вашингтоне), а вторая тоже была разрезана и известна нам сегодня как две отдельные картины Босха — «Корабль дураков» (он прописал в «порту» Лувра) и «Аллегория чревоугодия и любострастия» (хранится в галерее Йельского университета).

Реконструкция утраченного триптиха «Семь смертных грехов» Иеронима Босха: «Корабль дураков» (верхние две трети левой панели), «Аллегория чревоугодия и похоти» (нижняя часть левой панели) и «Смерть скупца» (правая панель), 1490-е

Смерть скупца

Аллегория чревоугодия и любострастия

Выходит, что одна из известнейших картин Босха «Корабль дураков» — лишь небольшой фрагмент триптиха.

Корабль дураков

Вообще, это не уникальный случай, когда части многосоставных произведений оказываются разлученными. Тогда их воссоединение на выставках смотрится как счастливый сюжетный поворот в мелодраме.

Витторе Карпаччо, «Две венецианки (куртизанки)», 1490-е

Картина Карпаччо с двумя роскошно одетыми венецианками всегда считалась бесспорным шедевром и всегда была окружена загадками и вопросами: кто эти дамы — куртизанки или добропорядочные женщины? Кого они ждут — клиентов или супругов? И что было изображено на утраченных частях картины?

Очевидно, что нож прошелся по картине слева: собака лишилась туловища, а мальчик — руки. И вверху: между голубями стоит ваза с цветком, от которого осталась только часть стебля. Левая часть так и не нашлась. А вот верхняя — обнаружилась и многое прояснила.

Венецианки и по сей день сидят, всматриваясь в загадочную даль в Венеции — в музее Коррера. А в Музее Гетти в Лос-Анджелесе висит не менее загадочная картина «Охота в лагуне»: на переднем плане, на фоне воды красуется белая лилия — вовсе не водяная.

Охота в лагуне, Витторе Карпаччо, 1490-е

Вы уже догадались: венецианская ваза идеально совпала с лос-анджелесской лилией. И мигом сняла с дам подозрение в том, что они куртизанки: белая лилия — символ непорочности и чистоты. Предполагается, что панель распилили только в 19-м веке.

Эль Греко, Открытие пятой печати (видение святого Иоанна Богослова), 1614г

И снова история о триптихе трудной судьбы. Вероятно, эта картина, хранящаяся сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, была его центральной частью. Слева была сцена Благовещения (сейчас ее большая часть в Мадриде, а верхушка, изображающая хор ангелов, — в Афинах). А справа — «Крещение Христа», оно теперь в Толедо.

Эль Греко. Благовещение. 1608 – 1614гг. Реконструкция, состоящая из двух фрагментов, находящихся ныне в Афинах и Мадриде.

Эль Греко. Крещение Христа. 1608 – 1614гг

Вернёмся к центральной части — «Открытию пятой печати». Работа мало того что не была закончена художником (в 1614-м Эль Греко умер), так ещё и лишилась двух больших фрагментов: сверху был отрезан кусок высотой в 175 сантиметров, слева — шириной около 20 см. Это произошло в конце 19-го века, во время реставрации: были удалены части, не подлежащие восстановлению; отрезанное не сохранили.

Не исключено, что именно незаконченность (еще более быстрый, чем обычно у Эль Греко, мазок, общая эскизность) и фрагментарность (куда воздевает руки Иоанн Креститель?) сделали эту последнюю картину Эль Греко завораживающим шедевром.

Рембрандт ван Рейн, Ночной Дозор, 1642г

Пожалуй, это самый вопиющий случай из всех предыдущих. «Ночной дозор» Рембрандта в 18-м веке обрезали по всему периметру — потому что картину решили перенести в новое помещение (из штаба стрелковой роты, по заказу которой она была написана, в городскую ратушу), а картина туда попросту не влезала.

К счастью, картина Рембрандта так понравилась капитану Баннингу Коку(на полотне он в самом центре, на переднем плане — в черном костюме с красной перевязью), что он сразу же, когда она ещё была цела, заказал себе копию — чтобы повесить дома. Только благодаря этому мы можем иметь представление о первоначальной версии.

Сравните оригинал с копией: на оригинале слева не досчитаетесь двух персонажей.

Ночной дозор. Копия с картины Рембрандта, Геррит Луденс

Левый край копии

Левый край оригинала

Впрочем, картинам Рембрандта случалось бывать и не в таких переделках. В 1656-м году он написал «Урок анатомии доктора Деймана» — групповой портрет хирургов, наподобие знаменитого «Урока анатомии доктора Тульпа» (собственно, Дейман и сменил Тульпа на посту президента гильдии хирургов).

«Урок анатомии доктора Деймана»

В 1723-м картина сгорела — уцелела только центральная часть, а от доктора Деймана остались лишь руки, препарирующие мозг казненного преступника.

В статье использованы материалы издания artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть