Музей Галуста Гюльбенкяна: как один из самых влиятельных нефтяных магнатов за всю историю человечества подарил Лиссабону свою коллекцию шедевров - RadioVan.fm

Онлайн

Музей Галуста Гюльбенкяна: как один из самых влиятельных нефтяных магнатов за всю историю человечества подарил Лиссабону свою коллекцию шедевров

2019-08-02 22:28 , Минутка истории, 7782

Музей Галуста Гюльбенкяна: как один из самых влиятельных нефтяных магнатов за всю историю человечества подарил Лиссабону свою коллекцию шедевров

Галуст Гюльбенкян был одним из тех «граждан мира», каких много появилось в начале 20 века. Он родился в Турции в армянской семье, жил в Лондоне и Париже, а умер в Лиссабоне в 1955 году, оставив неизгладимый след в этом городе. Но главное — это был один из самых влиятельных нефтяных магнатов за всю историю человечества. Именно он во многом и создал современную нефтяную индустрию.

Галуст Гюльбенкян

Галуст Гюльбенкян родился 29 марта 1869 года в Константинополе, в армянском квартале Скютар, в семье состоятельного коммерсанта Саргиса Гюльбенкяна. Начальное образование получил в школе Арамян-Унчян близ Кары, затем во французском лицее Сен-Жозеф в Стамбуле. Перед молодым Гюльбенкяном, благодаря успешному бизнесу отца, который, помимо традиционного для армян коврового дела, занимался торговлей нефтью и основал банковский дом, открывались хорошие перспективы для получения блестящего образования. Французский язык Галуст совершенствовал в Марселе. Изучал инженерное дело в Кингс-колледже Лондонского университета. В 1887 году окончил колледж с отличием и получил диплом инженера-нефтяника.

Из Лондона направился в Баку, где изучил местную нефтяную промышленность. В 22 года опубликовал исследование по истории разработок и эксплуатации нефтяных ресурсов на полуострове Апшерон, заинтересовавшее министра шахт Османской империи, который и поручил молодому инженеру составить справку о нефтяных месторождениях Месопотамии. С этого началась история разработки арабских нефтяных месторождений и история посредничества Галуста Гюльбенкяна в нефтяном бизнесе.

Слабостью Гюльбенкяна, которого также называли «нефтяным Талейраном», был антиквариат: за свою жизнь собрал 6000 уникальных произведений искусства разных времен: монеты, медали, картины, статуэтки, фарфор, предметы быта, рукописи, изделия из драгоценных камней и металлов. Страсть к коллекционированию произведений искусства завладела Гюльбенкяном с юности.

За 50 пиастров, полученных от отца за успехи в учебе, 14-летний Галуст купил на стамбульском базаре старинные монеты, впоследствии ставшие основой его богатейшей коллекции греческих монет, считающейся лучшей в мире. Гюльбенкян обладал уникальным и своеобразным эстетическим вкусом и умением видеть красоту, которые со временем переросли в настоящую страсть. К этому, безусловно, прибавилось отличное знание искусства, позволившее Гюльбенкяну стать известнейшим коллекционером мирового масштаба.

«Художественное полотно должно быть приятным, занимательным и привлекающим внимание. Да-да, приятным. И без того в жизни достаточно скучных вещей. Мы не должны увеличивать их число», — сказал он однажды.

Сфера интересов Гюльбенкяна в искусстве была широка. Наряду с художественными полотнами коллекционер с тем же воодушевлением приобретал раритетные издания, керамику и многое другое, причем при выборе руководствовался девизом «меня может удовлетворить только лучшее».

В начале 1920-х годов он приобрел в Париже дом на авеню Йены 51, выстроенный в модном по тем временам стиле и оснащенный самыми современными системами, обеспечившими комфортные условия для размещенных в его стенах произведений искусства. С 1927 года вплоть до начала войны он служил ему домом, мастерской и своеобразным музеем без посетителей, так как владелец коллекции ревностно охранял ее и не допускал посторонних к своим сокровищам.

Интересен тот факт, что в том же здании располагалась иранская дипмиссия, в которой Гюльбенкян служил советником по экономике. В годы Второй мировой войны, когда встал вопрос конфискации здания, зять Гюльбенкяна – Геворг Есаян, благодаря своему дипломатическому таланту, смог отстоять здание и не допустить его передачи высокопоставленному немецкому военному.

История гласит, что в 1929—1934 годах советское правительство предприняло акт распродажи полотен из коллекции Эрмитажа. Продажу полотен первого ряда предполагалась провести тайно, но информация немедленно распространилась между избранными западными торговцами. Первым покупателем шедевров Эрмитажа стал никто иной, как Гюльбенкян, торговавший тогда нефтью с Советской Россией. Представитель СССР Георгий Пятаков, налаживавший с ним торговые контакты, с целью установления контакта за несколько лет до этого предложил коллекционеру приобрести некоторые картины. Гюльбенкян с радостью откликнулся и направил свой список, куда входили и «Юдифь» Джорджоне, «Блудный сын» Рембрандта и «Персей и Андромеда» Рубенса. Однако сделка не состоялась, и эти картины остались в Эрмитаже.

Рембрандт, «Портрет старика», коллекция Музея Галуста Гюльбенкяна

Но в 1930 году было принято решение продолжить продажу шедевров первого ряда, поскольку они гарантированно найдут покупателя и будут проданы за достойную цену, что было необходимо, чтобы выполнить план по выручке валюты. Советские комиссары вспомнили об интересе Гюльбенкяна: тогдашним наркомом внешней торговли Анастасом Микояном, хорошо знакомым с Гюльбенкяном, ему был продан ряд картин. Но «продавцы» остались недовольны результатами сделки с нефтепромышленником и стали искать новых покупателей. Сам Гюльбенкян не был удовлетворен действиями советских агентов, которых считал глупыми и непрофессиональными: всего за три сделки им был куплен 51 эрмитажный экспонат за смешную сумму – 278 900 фунтов.

Тем не менее, большинство этих картин и сегодня являются жемчужинами коллекции Музея Гюльбенкяна в Лиссабоне – на сегодняшний день являющимся одним из самых знаменитых музеев в Европе. Только лишь его коллекция греческих монет считается одной из самых оригинальных в мире. Ведь свою коллекцию Гюльбенкян тщательно собирал по всему миру, считая ее экспонаты своими «детьми». По этому поводу он говорил:

«Я чувствую, что они — часть моей души, моего сердца».

Изначально идея армянского основателя заключалась в создании музея в Лондоне, однако разразилась Вторая мировая война и Гюльбенкяну пришлось переехать в Лиссабон. В 1953 году, за два года до своей смерти армянский бизнесмен заявил в своем желании оставить свою коллекцию этому городу.

И 2 октября 1969 года в Лиссабоне состоялось открытие музея Галуста Гюльбенкяна, где хранятся собранные им на протяжении всей жизни произведения искусства.

Первая часть экспозиции музея содержит предметы древнего египетского, месопотамского, греческого, римского и персидского искусства. Здесь много уникальных вещей, самых разных: греческие вазы, египетские гробницы, редчайшие персидские украшения.

Вторая часть музея посвящена европейскому искусству. Здесь хранятся коллекции картин, скульптуры, резьбы, декоративных предметов. Некоторые древние, некоторые достаточно современные (например, изделия Lalique), эта часть коллекции относится к 11—20 векам. Тем не менее здесь много средневековых предметов.

Отдельный зал занимают собрания средневековых книг и целый раздел манускриптов.

Но самая внушительная часть музея — это, конечно, картины. Полотна Рембрандта, Рубенса и ван Эйка, коллекция английской живописи в отдельных залах — Тернер и Гейнсборо, большое собрание импрессионистов, в том числе картины Клода Моне, Ренуара и Дега. А кроме перечисленного — огромное количество менее именитых живописцев.

В музее большая коллекция старинной мебели – в основном французской, - и еще более крупная коллекция золотых и серебряных предметов, самых разных: и ювелирных, и декоративных, и для домашнего пользования.

Особое место занимает коллекция армянского и ближневосточного искусства, здесь очень много интересного, предметы в основном средневековые, и это – большая редкость.

Также в музее много изделий в стиле ар-деко, что и неудивительно, ведь создатель коллекции жил именно в это время. Собрание получилось внушительное: ювелирные изделия, коллекция стекла и декоративных предметов и отдельно — целый зал произведений Lalique.

Все предметы, представленные в музее, находятся в хорошем состоянии и с очень высоким уровнем сохранности — Гюльбенкян всегда стремился покупать не черепки и обломки, а что-то куда более существенное: это именно он придумал слоган «Только лучшее».

В музее проходит и много временных выставок – с ним сотрудничают лучшие галереи мира.

Сам меценат удостоен большого памятника перед штаб-квартирой Фонда Гюльбенкяна. На памятнике он изображен сидящим перед гигантским соколом. Сегодня это одна из самых выдающихся достопримечательностей Лиссабона для любителей искусства.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть