Визитная карта Рио-де-Жанейро, да и, пожалуй, всей Бразилии, находится на пике Корковадо (Горбун) над городом, огромными распростертыми руками пытаясь обнять весь мир, даровать ему спокойствие и благоразумие. Признанный символ страны и христианской веры – знаменитая статуя Христа Искупителя.
И сегодня мы расскажем историю создания статуи Христа Искупителя – одной из самых известных и привлекательных достопримечательностей мира.
Идея создания религиозного монумента на этом месте родилась задолго до ее воплощения. Еще с 19 века жители города сравнивали «горбатую гору» с горой Искушения, на которой Спаситель был искушаем самим дьяволом и преодолел искушение.
Идея о монументе получила правительственную поддержку в преддверии столетия независимости Бразилии. Средства на установку скульптуры собирали по подписке со всей страны. Активнейшим вкладчиком была сама католическая церковь.
Первоначально на гору Корковадо обратил внимание молодой французский священник Пьер-Мари Босс в далеком 1859 году. Он служил капелланом в небольшой церкви в месте, где сейчас расположен район Ботафого. Окна церкви выходили на гору Корковадо. Однажды, стоя у окна, он увидел захватывающий дух пейзаж, который вдохновил его идеей создания религиозного памятника. Пьер-Мари поделился своими мыслями с коллегами, и все его поддержали. Задумка хорошая, но в виду отсутствия финансирования, оказалась неосуществимой. Проект был заморожен.
В 1882 году решили проложить железную дорогу к вершине горы, но вовсе не из-за памятника. В 1884 году дорогу достроили и ввели в эксплуатацию. Впоследствии она оказала неоценимую помощь в процессе строительства монумента. В 1921 г., в канун 100-летнего юбилея независимости Бразилии от португальских монархов, городские старожилы вспомнили про идею французского священника и решили возвести статую. Деньги на такой масштабный проект собирали с помощью журнала «Крузейру», объявившего кампанию по сбору средств (это мероприятие вошло в историю как «неделя Монумента»), и с помощью прихожан местных церквей.
Надо сказать, что людям идея очень понравилась, и за кратчайший срок собрали порядка 2 миллионов бразильских реалов. Из трех проектов был выбран Христос Искупитель, созданный бразильским инженером Хейтором да Сильва Костой. Над проектом работало много людей. Среди них был и создатель макета, художник Карлос Освальд, который предложил сделать статую с разведенными в стороны руками. К работе над проектом подключили скульптора Максимилиана Пола Ландовски. Хейтор да Сильва специально ездил в Париж на встречу с Максимилианом и инженерами Альбертом Каку и Хейтором Леви. Кроме этого, в проекте принял участие скульптор из Румынии Георг Леонида (он отвечал за голову статуи).
Планировалось, что постаментом для статуи станет шар стилизованный под нашу планету, но из-за трудности реализации, решили остановиться на традиционной, более устойчивой, форме основания. В ходе кропотливых работ, был сформирован окончательный проект монумента, который мы сейчас можем увидеть. Основной упор сделали на широко расставленные руки Иисуса. Издалека монумент похож на большой крест – символ христианской веры. К тому же такой жест трактуется как благословение, всепрощение и простое желание обнять.
В 1922 году уже приступили к строительству статуи, причем стройка растянулась на долгих 9 лет. Пришлось даже вновь объявлять «неделю Монумента» в 1929 г. для сбора недостающих денежных средств. Всего на монумент было израсходовано 250,000 долларов – если перевести их на сегодняшний курс, то это около 3,5 млн. долларов.
Но, несмотря на свои габариты и вес, Статуя Христа-Искупителя кажется легкой и воздушной, буквально парящей над городом.
Вот тут и пригодилась та самая дорога, проведенная в конце 19 века. Большинство строй-материалов и элементов конструкции доставлялось на вершину именно с помощью этой дороги. Основная часть монумента была создана на месте, но вот руки и голова созданы во Франции, доставлены в Бразилию по частям и собраны уже непосредственно на горе. Основа монумента состоит из железобетона. Металлический каркас статуи также был спроектирован во Франции и доставлен на гору по частям. На тот момент в Бразилии не было технологий, позволяющих создать такую конструкцию, поэтому пришлось идти на такие сложности.
В ходе строительства Хейтор де Сильва постоянно думал, что монументу чего-то не хватает, что ему нужно придать истинную сущность произведения искусства. Он вспомнил, как в 1927 году посещал в Париже на Елисейских полях недавно открытую Галерею Аркады, и, прогуливаясь, увидел красивый фонтан, покрытый серебристой мозаикой. Блики света изящно переливались в фонтане и создавали именно то, что Хейтор хотел воспроизвести в Статуе Христа Искупителя. Осознав, что же все-таки нужно, он начал поиски подходящего материала. И нашел его. Это оказался талькохлорит, его еще называют «мыльный камень». Красивый, податливый, стойкий к эрозии материал, был в изобилии в окрестностях. Кусочки мыльного камня нарезали на тысячи треугольников и вручную приклеили к поверхности статуи.
Примечателен тот факт, что некоторые дамы из местного общества написали имена своих родственников на обратной стороне треугольников, до того как их приклеили к статуе.
Официальное открытие скульптуры состоялось 12 октября 1931 года. Монумент был трижды освящен, причем дважды лично папами (Павлом VI и Иоанном Павлом II).
За свое существование, статуя неоднократно подвергалась косметическим и ремонтно-восстановительным работам. Самые значительные проведены в 1980-х и 1990-х годах. Все дело в молниях – ежегодно 4-5 раз молнии наносят скульптуре урон.
В июле 2007 года статуя Христа-Искупителя была внесена в список новых семи чудес света, тогда как статуя Свободы в Нью-Йорке, Эйфелева башня и Афинский Акрополь в список не вошли.
16 апреля 2010 года монумент первый раз в истории был осквернен вандалами. Краской были исписаны руки и лицо статуи. Правда, следы варварства очень быстро удалили. Есть сведения, что кроме традиционно абстрактных и понятных только авторам, граффити, на статуе была написана фраза, которую можно перевести примерно как «Кот из дома — мыши в пляс».
Со временем статуя Христа Искупителя стала настолько популярна, что ее начали копировать по всему миру. Интересно, что даже в не христианских странах есть довольно внушительные скульптуры Иисуса Христа:
Христос-Царь в столице Португалии Лиссабоне. Высота статуи 28 метров, а пьедестал, на котором она установлена, 80 метров
Статуя Иисуса с распростертыми руками в городке Вунгтау во Вьетнаме. Высота скульптуры 32 метра
Скульптура Спасителя высотой в 30 метров, установленный в городе Монадо на острове Сулавеси в Индонезии
Памятник в Дили в Восточном Тиморе имеет рост 27 метров. В этом монументе у создателей все же получилось в качестве пьедестала сделать земной шар
Материал подготовила: Тамара Хачатрян