Роман Ильфа и Петрова «12 стульев», как известно, долгое время не издавался. И в этом ничего удивительного, если учесть, что даже Сталин однажды сказал, что это произведение о похождении авантюриста в стране дураков.
Комедия 12 стульев вышла на экраны советских кинотеатров 21 июня 1971 года
ГоскиноВечная проблема советских режиссеров — хотя она же и вечное благословение, ведь в Госкино давали деньги! Гайдаю отказали в экранизации романа Ильфа и Петрова — ведь Георгий Данелия уже подал такую заявку… Повезло — Данелия подумал и решил, что лучше пусть снимает Гайдай.
Пробы на роль Остапа
Главного героя – Остапа Бендера – Гайдай принялся искать с таким энтузиазмом, что об этом до сих пор ходят легенды на «Мосфильме». Виданное ли дело: на одну только роль претендовали более двухсот актеров!
После жесткого отбора кандидатов осталось только двадцать, а в их числе — Алексей Баталов, Андрей Миронов, Валентин Гафт, Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин, Владимир Басов, Александр Белявский и… Муслим Магомаев (он от роли позже сам отказался). Вроде бы уже решили: играть будет Высоцкий. А что же Владимир Семенович? А он ушел в запой. Тогда выбрали Александра Белявского, уже начали съемки… а он, как выяснилось, на фоне Сергея Филлипова, играющего Кису, теряется…
К счастью, Гайдаю рассказали, что есть такой малоизвестный актер в Грузии — Арчил Гомиашвили. Он давно уже играет в театре Остапа Бендера! Режиссер посмотрел на него… и не смог не взять. А на пробах актер сказал, что ему тридцать пять (было ему на десять лет больше). Так что проявил свои «бендеровские» черты с самого начала!
Юрию Никулину в итоге тоже нашлась роль. Небольшая, но запоминающаяся. Он сыграл, как мы все знаем, дворника Тихона.
Мадам Грицацуева
Актрису Наталью Крачковскую часто называли открытием режиссера Леонида Гайдая. Именно он заметил в ней огромный творческий потенциал и раскрыл все грани ее комедийного таланта. Роль мадам Грицацуевой досталась ей по воле случая. Пробы проходили очень солидные конкурентки – Гайдай планировал снимать либо Нонну Мордюкову, либо Галину Волчек. Мордюкова показалась худсовету слишком серьезной для этой роли, ее игра не вызвала должного эффекта – никто не смеялся. Поэтому предпочтение отдали Галине Волчек.
Но тут звукооператор Крачковский привел на съемочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью. Едва увидев ее, режиссер воскликнул: «Так вот она, мечта поэта! Вот такую Грицацуеву мне надо!». Крачковская уж было обрадовалась, но, придя домой, перечитала Ильфа и Петрова и поникла духом. Описание внешности мадам Грицацуевой страшно задело актрису: «Мадам Грицацуева – женщина необъятных размеров с арбузными грудями". "От обиды меня просто колотило, – вспоминала Крачковская, – но Гайдай меня сразу поставил на место: "Ты себя в зеркале видела?" После этого я перестала думать о своей внешности».
Несколько раз Крачковской пришлось ездить на конвейере по твердым валикам: «Пока сняли этот эпизод, мне все ребра пересчитало, так что потом долго ходила в синяках. Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила!», – вспоминала актриса. Но все мучения были не напрасными – именно эта роль принесла ей невероятную популярность и всенародную любовь.
Крачковская создала в советском кинематографе новый уникальный типаж, благодаря которому мгновенно стала востребованной комедийной актрисой. Но именно это и сыграло с ней злую шутку – в другом амплуа ни один режиссер ее уже не видел. Мадам Грицацуева стала для нее клеймом, навсегда закрепившим за ней имидж «знойной женщины, мечты поэта». '
Двойной выбор
Красавицу Лизу выбирали из двух актрис, двух прекрасных Наташ – Варлей и Гурзо. Причем поначалу Наталью Варлей приглашали на пробы совсем другой роли: ей предлагалось предстать в образе Эллочки-людоедки. Но во время проб Гайдай увидел Варлей в белом парике и тут же понял: никакая она не Эллочка, а самая что ни на есть Лиза! Впрочем, Наталья Гурзо, вспоминая о своих пробах, честно признается, что не особо боролась за роль. Поэтому и переживаний от того, что ей предпочли другую актрису, у нее не было.
А вот актер Михаил Пуговкин получил свою роль без проб. Однако перед тем как взяться за работу, он очень долго размышлял, не грешно ли это – осмеивать священнослужителя. Сомнения развеяла его мама, которая справедливо отметила: мол, ты же высмеиваешь всего лишь алчного пастыря, а вовсе не веру… Однако во время работы над картиной актеру пришлось несладко. Сначала Михаил Пуговкин промерз буквально до костей, когда снимали эпизод пребывания отца Федора на скале. Причем, как позже выяснилось, все его мучения оказались напрасны: ощущения высоты в кадре не было. Так что сцену переснимали в павильоне. И получилось убедительней!
Мебель
Найти гамбсовский гарнитур у Гайдая никак не получалось. Чудом практически нашли работы Гамбса в частном пользовании, а хозяйка отказалась их продать — измерить, говорит, и сфотографировать можете, не более.
Эти стулья на кокетливо изогнутых ножках в самом бессмертном романе Ильфа и Петрова описаны так: «Десять стульев из дворца. Ореховые. Эпохи Александра Второго. В полном порядке. Работа мебельной мастерской Гамбса».
То есть стульев, как мы помним, изначально было 12, они волею судьбы постоянно расползались по разным городам и весям России, и Великому комбинатору Остапу Бендеру приходилось прилагать немало сил и изворотливости, чтобы разыскать каждый экземпляр.
Двенадцать копий — не нашли ни одного краснодеревщика в Союзе, который бы согласился. Нашли мастеров в Арабских Эмиратах!..
После съемок картины остались нерастерзанными четыре стула. Леонид Гайдай выкупил их, и они поселились в кабинете у режиссера.
Заметная роль
Между прочим, в фильме появился и сам режиссер Леонид Гайдай: он играет архивариуса Варфоломея Коробейникова. А еще – об этом мало кто знает – в фильме «Двенадцать стульев» задействованы… ноги Леонида Гайдая. Дело в том, что у актеров Филиппова и Пуговкина не получался эпизод, когда они, держась каждый со своей стороны за стул, лягают друг друга ногами. После очередного дубля Гайдай, который, как известно, был очень долговязым, и решил снимать свои ноги. Так что он оставил и такой, весьма неожиданный след в искусстве!
Конкуренция
Пять лет спустя вышла версия фильма музыкальная — от Марка Захарова. Гомиашвили и Гайдай назвали ее опереточным фарсом и даже уголовным преступлением! Но десять актеров из экранизации Гайдая ушли к Захарову: Савелий Крамаров, Эдуард Бредун, Георгий Вицин, Юрий Медведев, Григорий Шпигель, Павел Винник, Анатолий Калабухин, Вячеслав Войнаровский, Анатолий Обухов, Владимир Ферапонтов. Видимо, они ничего не имели против экранизации от Захарова!..
Мы также отобрали 25 любимых цитат из «Двенадцати стульев»:
Он любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка.
В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть.
Вы не пьете, не курите, девушками не увлекаетесь... Зачем вам деньги? Вы же не умеете их тратить.
Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих.
Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся!
Молодая была уже не молода.
Почем опиум для народа?!
Эх, Киса! Мы с вами чужие на этом празднике жизни.
Командовать парадом буду я!
Знойная женщина — мечта поэта!
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
Ипполит Матвеевич, почти плача, взбежал на пароход.
– Вот это ваш мальчик? – спросил завхоз подозрительно.
– Мальчик, – сказал Остап, – разве плох? Типичный мальчик. Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!
Не устраивайте преждевременной истерики. Если вы уже не можете не переживать, то переживайте молча.
Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это — гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору.
Скоро только кошки родятся!
В голове, как ребенок во чреве матери, мягко шевелился свежий армянский анекдот.
Время, которое у нас есть, — это деньги, которых у нас нет.
Ну, ты, жертва аборта. Отдай концы, не отчаливай.
Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно.
Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет.
Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице.
Попрошу вас, гражданка, очистить стул.
Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла.
Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить, может быть, даже ногами.
Материал подготовила: Марина Галоян