Онлайн

Создано на века: драгоценные жемчужины армянской храмовой архитектуры

2019-07-21 20:08 , Культура, Шоу бизнес, 430

Создано на века: драгоценные жемчужины армянской храмовой архитектуры

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Ведь Армения — страна, первая принявшая христианство, как государственную религию, а случилось в далеком 301 году, поэтому здесь можно найти очень много очень древних церквей. Чуть ли не в каждом городке и селе есть церковь, причем очень часто они датируются IV-VIII веками.

Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря и византийской или русской. Характерная армянской церкви — конусообразный купол. И сегодня мы расскажем о самых прекрасных и уникальных из них.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина

Это древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин, которое переводится с армянского как «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.

Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.

В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.

В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

Монастырь Ахпат, X—XIII вв

Это действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь — значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Кобайр, XII—XIII вв

Средневековый армянский монастырь находится километрах в десяти южнее города Алаверди близ города Туманян в Лорийской области Армении. Расположен над ущельем реки Дебед, на склонах базальтовых Лорийских гор. Монастырь Кобайр был основан конце XI века царевнами из армянского рода Кюрикянов, в руках которого продолжал оставаться в течение всего XII века, вероятно, и в начале XIII.

Руины монастыря известны прежде всего своими уникальными настенными росписями — фресками, созданными традициями армянской, византийской и грузинской живописи. Фрески на стенах сохранились в больших и маленьких церквях, которые связаны общим проходом.

Монастырь и крепость Ахтала, XIII в

Монастырь и крепость Ахтала расположены на небольшом плато в ущелье реки Депет (в настоящее время поселок городского типа Лорийской области Армении). В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Надпись на армянском языке на хачкаре сообщает о возведении в 1188 году Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, церкви Пресвятой Богородицы.

Церковный комплекс Санаин, X—XII вв

Санаин – памятник армянской архитектуры, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирную известность приобрел монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X—XI веках доходила до 300—500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры.

В это время школа монастыря была преобразована в чемаран — академию Григора Магистроса Пахлавуни. При Санаине имелся скрипторий, где переписывались книги. Из разновременных построек Санаина сложился гармоничный архитектурный ансамбль.

Одзунский монастырь, VI в

Одзунский монастырь расположен в селе Одзун Лорийской области Армении. На востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки.

В первоисточниках данных о дате постройки церкви не сохранилось. Однако, исходя из общей конструкции церкви, внутреннего убранства, некоторых архитектурных тонкостей, Одзунский монастырь относят к середине VI века. Церковь несколько раз реконструировалась и реставрировалась. Так, в XIX веке в восточной части церкви были построены две звонницы. Последняя реставрация при участии специалистов Миланского политехнического института (Италия) была завершена в 2014 году.

Гошаванк, XIIXIII вв

Это средневековый монастырский комплекс в гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. Монастырь на месте разрушенного землетрясением монастыря Гетик основал Мхитар Гош при содействии князя Иване Закаряна в 1188 году. Получил название Нор-Гетик, что по-армянски означает Новый Гетик (от Гет — река, из-за проходящей рядом реки).

После смерти Гоша в 1213 году монастырь стали называть также Гошаванк. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т. д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.

Монастырь Мармашен, X в

Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, построен князем Ваграм Пахлавуни в 988—1029 годах. Храм возведен из красного туфа и представляет собой купольный зал. Фасад — крестообразной формы, украшенный арочными нишами и узкими окнами. Зонтичный купол установлен на граненом барабане. Большая церковь украшена пластическим декором: аркатурой и пучковыми колоннами и отличается вертикальной устремленностью архитектурных объемов.

К югу от основных построек монастыря стоит небольшая крестово-купольная церковь XI века с 4 приделами. Западнее — руины четырехстолпного гавита XIII века, четырехапсидного круглого храма и усыпальницы.

Во время сельджукских нашествии Мармашен значительно пострадал. В 1225 году в церкви были проведены восстановительные работы внуками Ваграма Пахлавуни Григором архиепископом и Гарибом.

Церковь св. Гаянэ, 630 г

Армянская церковь Святой девы Гаянэ, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь построена в 630 году по приказу католикоса Эзра по преданию на месте мученической смерти игуменьи Гаяне. С того времени до наших дней практически без изменений дошел внешний вид сооружения и его внутреннее убранство. Лишь во время реконструкции XVII века частично были изменены купол и потолки.

В арочном портике находится некрополь высшего армянского духовенства.

Монастырь Татев, IXXVII вв

Это армянский монастырский комплекс расположен в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис и в наши является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.

Монастырь был основан в 895-906 годах сюзереном Сюника Ашотом и его женой Шушан, а также князем Гегаркуника Григором Супаном II и князем Балка Дзагиком.

В X веке в обители проживало около тысячи человек. В XIII веке монастырь собирал налоги с 680 окрестных деревень.

Монастырь представлял собой один из важнейших центров науки и просвещения средневековой Армении. В 1373 году Ованесом Воротнеци в обители был основан Татевский университет, в течение полувека остававшийся единственным действующим университетом Восточной Армении. При университете развивалась татевская школа миниатюры.

Монастырь Севанаванк, XVIII век

Монастырь находится на северо-западном побережье озера Севан, в провинция Гехаркуник. Комплекс строений расположен на одноименном полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

Сам же монастырь был основан в 874 году принцессой Мариам — дочерью Ашота I Багратуни, и супругой князя Гегаркуника Васака Габура. В монастыре некоторое время жил царь Армении Ашот II Железный. Рядом со стенами обители он дал сражение арабским воинам, которые подошли к берегу Севана. В Севанской битве участвовали и монахи Севанаванка, которые по случаю победы объявили ее волей Провидения. В XVI—XVII веках были разрушены стены монастыря, а в 1930 году с острова уехал последний монах.

Сегодня монастырь вновь действует, при этом в нём действует духовная семинария имени Вазгена I.

До наших дней сохранились небольшие трехапсидные крестово-купольные Сурб Аракелоц (874г.) и Сурб Карапета (305г.). Резные деревянные двери церкви Аракелоц и резные капители ее гавита хранятся в Историческом музее в Ереване.

Гегардский монастырь, XII—XIII вв

Гегард (дословно — «копье») — монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области Армении. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

Более полное название — Гегардаванк – дословно — «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезенного в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копье выставлено в музее Эчмиадзина.

Окружающие монастырь утесы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утеса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары — традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Монастырь Хор Вирап

Вместо существующей ныне крепости-монастыря, здесь когда-то была царская тюрьма. «Вирап» на армянском языке – яма. Это заполненная ядовитыми змеями и насекомыми глубокая яма, куда бросали осужденных заключенных. По летописям известного армянского историка Агатангегоса здесь нес свои мучения Григор Лусаворич – основоположник принятия христианства в Армении.

Согласно церковному преданию, Григор был заточен в темницу по приказу царя Трдата III, уличенный в том, что он исповедует христианство. Григорий провел в темнице 13 лет.

В 642 году католикос Нерсес Г. построил часовню, которая была изготовлена из белого известняка. Часовня по своей объемно – пространственной комплекции напоминала храм Звартноц, впоследствии была разрушена. Вместо нее в 1662 г. построена ныне существующая церковь Св. Аствацацин (XVII в.) к которой с западной стороны прилегает звонница. Находящаяся в комплексе Хор Вирапа яма – тюрьма, в которой находился Г. Лусаворич имеет диаметр 4,4 м. и высоту 6 м.

В монастыре Хор Вирапа располагалась духовная семинария. С территории монастыря, из-за особой близости, открывается необыкновенный вид на библейскую гору Арарат.

Лента

Рекомендуем посмотреть