Нет малых и больших тем, есть художник, творец, который соответствующими своему темпераменту, миропониманию выразительными средствами стремится раскрыть свое внутреннее, прожитое и прочувствованное.
Минас Аветисян
Минас Аветисян родился 20 июля 1928 года в отдаленной армянской деревушке Джажур. В быту патриархальной семьи Минаса сохранились многие из черт, которые веками накапливались в народе и укоренились в нем — здесь уважали правду, понимали и ценили юмор. Отсюда твердость характера, добрый юмор и та подлинность которые характеризовали Минаса.
Значительную роль в становлении художника сыграли Ленинград (Петербург) с его ни с чем не сравнимым очарованием, Эрмитаж и Академия художеств. Минас всегда с благодарностью вспоминал друзей по институту имени И. Репина, своих учителей А. Зайцева, Л. Худякова, Б. Иогансона, которые, обучая студентов мастерству, не мешали естественному проявлению их творческой личности и таланта.
Минас много ездил по Армении, с жадностью изучал древнейшие и современные исторические памятники, вобравшие в себя мудрость народа, его гений, и армянскую миниатюру, впитывал духовное богатство, созданное крупнейшими армянскими художниками и прежде всего Сарьяном.
Достаточно один раз побывать в Джаджуре, чтобы понять, насколько органично Минас был связан с родной природой и насколько она способствовала становлению художника. Детство, проведенное в селе, работа в поле под палящими лучами солнца, суровые очертания гор, рассказы мудрых стариков были не только школой жизни, но и своеобразной школой искусства, сформировавшей мировосприятие юноши.
Бесконечно влюбленный в родной край, уже художник, Минас хочет подчеркнуть суровую красоту Джаджура. Джаджурские пейзажи Аветисяна вносят в армянскую пейзажную живопись новые качества. Художнику удается синтезировать природу в самом обычном мотиве, убедительно и поэтично передать характер Армении.
Минас принес в национальную живопись не только интенсивное, свежее цветовое видение, но создал особый, глубоко современный образ армянской природы, своего рода собирательный образ суровой горной страны. Аветисян написал ряд полотен, национальных не только по своим сюжетам и тематика, но и по форме, новой и для современной армянской живописи.
Цвет в творчестве Минаса играет самую принципиальную роль. Некоторые его произведения по активности и напряженности не имеют себе равных в современной армянской живописи. Он распределяет цветовые пятна в зависимости от их гармоничной согласованности в полотне. Подобное свободное использование цвета служит глубокому образному мышлению.
Разнообразна портретная галерея, созданная Минасом. Во многих изображениях конкретных людей он выражает обобщенную, доходящую до символического звучания мысль. Художник часто обращается к женским портретам. При всем различии типажей, формальных решений все они наделены единым настроением: задумчивой грустью и загадочной лирикой.
Создавая довольно большое количество женских портретов, Минас нигде не повторяет решений. Обобщение образа — вот черта, определяющая лучшие портреты Минаса. Например, «Портрет отца» ценен жизненностью образа, проявившейся в позе, в опущенных, усталых, но сильных, больших руках труженика, в умном мудром лице, небрежно висящей одежде.
Минас часто обращается к автопортрету, стараясь каждый расширить обычное понимание этого жанра. Как только не изображали себя художники разных эпох и народов! С кистью в руках, с палитрой, с женой на коленях, в толпе людей, но редко можно увидеть автопортрет с колючкой в руке. Обыкновенной колючкой, растущей в горах среди камней. Эта, казалось бы, случайная деталь во многом характеризует отношение Минаса к жизни. Поэзия его творчества так же сурова, как и край, который он воспевает. К числу лучших произведений Минаса следует отнести портрет его матери. Он написан по памяти и овеян светлой, поэтичной грустью.
Жизненной правдой и эмоциональностью насыщено полотно «Мои родители». Родители Минаса в 1915 году чудом спаслись от геноцида. Недалеко от Джазжура в ущелье было убито несколько тысяч невинных людей. Драматизм полотен Минаса на историческую тему — молчаливая вечная дань памяти погибших.
К наиболее значительным полотнам этого цикла относится «Дорога. Воспоминание родителей», но оно, как и многие произведения Аветисяна, погибло во время пожара. После глубокой моральной травмы — пожара мастерской, — которая на время приостановила творческую деятельность Минаса, художник активно включился в работу и создал ряд значительных произведений, среди них «Раздумье» и «Пекут лаваш».
Творчество Минаса Аветисяна нашло широкое признание в Германии, США, Канаде, Венгрии, Турции, Франции, в республиках бывшего Союза.
Минас традиционен. Традиция воспевать свой край, свою землю, свои камни, а главное, своих людей. И эта любовь к Армении в ярких, звонких, чистых тонах передается зрителю.
Аветисян относится к числу наиболее актуальных мыслящих армянских художников, доказывающих, как и Сарьян, что быть полезным своему народу, выражать его чаяния можно по-всякому, но при непременном условии — на языке достойном искусства. У художника счастливо сочетаются такие качества как талант, профессионализм, богатая фантазия и обаяние.
Почти все, к чему прикасалась его рука, наделено вкусом, тактом и тем особым дыханием земли, которое характеризует произведение наиболее ярко выраженных национальных живописцев. И за всем этим беспредельная любовь и преданность земле своих предков.
Искусство Аветисяна представляет собой единый сплав, в котором взаимодействует мастерство колориста и рисовальщика. Музыкальность, удивительное чувство ритма, свойственные его живописи и графике, помогли ему создать целый ряд великолепных декораций для Ереванского театра оперы и балета.
Балет Хачатуряна «Гаяне» в декорациях Минаса получил свое второе рождение. Арам Хачатурян говорил о Минасе: «Темперамент Минаса — сильный, яркий, мне очень близок. Являясь художником с симфоническим дыханием, он ворвался в театр с широкими и глубокими мыслями. Он перенес в театральную живопись свой мощный симфонизм».
Мартирос Сарьян однажды сказал Аветисяну: «Я старше тебя на пятьдесят лет — жаль, что мало времени осталось. Где ты был? Пришел бы чуть раньше. Не забудь, искусство любит борьбу. Теперь я уже не один. Ты тоже не один. Значит продолжай дерзать. Я верю в твои хорошие руки».
После смерти Сарьяна, Минас прожил всего три года, но создал столько, что этого хватило бы еще на целую жизнь. Его искусство заняло почетное место в истории мировой живописи.
Использованы материалы c сайта vstrokax.net.