Особые знаки нотописания в Армении – хазы, были известны еще с VII века. Они представляют собой разновидность невм, применявшихся в средневековом армянском певческом искусстве, во времена независимого от структуры словесных текстов развития принципов формо- и ритмообразования в монодии. Эта система нотных знаков использовалась до распространения общепринятых западных музыкальных обозначений.
Хазы
Армяне, пожалуй, единственный народ в мире, записывавший музыку с использованием трех различных систем обозначений: древнее обозначение – хаз, «система Лимонджяна» и современная пятиуровневая западная (европейская) нотная система. Созданная в 1813 году «Hamparsum notası» - как эту систему называют на турецком языке, стала широко использоваться для написания не только армянской, но и турецкой музыки.
Сегодняшняя наша публикация посвящена именно нотописи Лимонджяна и непосредственно ее создателю, ведь «Баба Амбарцум», как его называли, был широко известен в свое время как композитор и исполнитель не только армянам, но внес большой вклад и в развитие музыкального искусства Оттоманской империи. Он взял на себя задачу разработки системы обозначения музыкальных нот – для сохранения национальной музыки для будущих поколений.
Согласно одной из версий, турецкий султан Селим III, известный своей любовью к музыке, и сам в общем-то неплохой композитор, как-то посетовал на отсутствие какой-либо системы обозначений, символов, с помощью которых музыку можно было записывать, как слова. Он вызвал к себе придворного музыканта Хаммамизаде Исмаила Деде Эфенди и его ученика – армянина Амбарцума Лимонджяна и поручил им создать систему для записывания музыки, а заодно и посоперничать: у кого же лучше получится – у учителя или ученика?
Амбарцум Лимонджян (1768—1839) – композитор, музыковед, основоположник новой армянской нотописи, широко применявшейся на территории Закавказья в XIX веке, и с помощью которой записал армянские церковные песнопения.
Лимонджян родился, вырос и всю свою жизнь провел в Константинополе. Первоначальное образование получил в местной духовной школе, где отличился прекрасным исполнением шараканов. А музыкальное образование получил у греческого музыковеда Онофриоса Татавлеци, прекрасно овладев греческой музыкальной техникой. Затем учился у армянского музыковеда Зеннэ Погоса. Турецким учителем Лимонджяна был известный в Османской империи музыкант Хаммамизаде Исмаил Деде Эфенди, писавший и исполнявший музыку для султана Селима III, известного меломана.
Таким образом, Лимонджян основательно изучил армянскую, греческую, турецкую и арабскую музыку, ознакомился и с европейской. Вскоре и сам начал создавать вокальные произведения, хотя, к сожалению, до нас дошло только одно из них. Вместе с этим Лимонджян прекрасно играл на танбуре (струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни). Долгие годы преподавал в школе музыку, также был и церковным писарем.
Его всегда привлекала армянская духовная музыка, изучению и собиранию которой он посвятил свою жизнь. Амбарцум Лимонджян вскоре убеждается, что национальные духовные песнопения, в особенности сложные мелодии, значительно искажаются из-за неумелого исполнения, а также подвергаются чужеродному влиянию, чего необходимо избегать.
«Наша церковная музыка, - писал Лимонджян, - величественна и прекрасна своей простотой. Нет необходимости в том, чтобы вводить в нее лишние трели, и с целью демонстрации красоты и мощи своего голоса недостойным образом копировать того или иного певца, цыгана или еврея».
Текст с хазами, X век
Это охарактеризованное им явление касается всей армянской музыки, в том числе и инструментальной, основой чего в первую очередь является мелодия, которую просто запоминали. И Лимонджян начинает искать выход из создавшегося положения.
Он приходит к выводу, что вместо утраченной древней армянской нотописи – хазов – нужно создать новую армянскую нотную систему. Долгий, упорный труд – и в 1813 году миру стала известна «нотопись Лимонджяна», которая сразу же получила широкое распространение в Турции и на Кавказе. С ее помощью начинают записывать не только церковную музыку, но и народные песни.
Хазы, рукопись XII века
Система Лимонджяна состоит из семи звуков без нотоносца (пяти линий). С помощью символов, обозначающих каждый и звуков, а также вспомогательных символов, просто и идеально обозначаются высота и протяженность звука, его альтерация. Сами символы во многом похожи и на хазы, и на европейскую нотопись. Последнее особенно важно, поскольку армяне в ходе развития своего национального музыкального искусства, при сочинении музыки перешли к использованию европейской нотописи, во многом переняв стиль у европейцев.
Таким образом, благодаря изысканиям Амбарцума Лимонджяна была создана новая армянская нотопись, работу над усовершенствованием которой в последствии продолжили его ученики, одним из которых был Аристакес Мюхентисян. А уже ученик последнего – Габриэл Еранян – частично дополнил систему, созданную своими выдающимися учителями. Усовершенствованию нотописи Лимонджяна поспособствовал и Комитас, который в своих исследованиях и изысканиях армянской национальной музыки в основном использовал эту систему нотописи.
Новая армянская нотопись. Страница из рукописной тетради «Записанная Литургия (Патараг)», 1922г
Так, созданная Амбарцумом Лимонджяном система помогла сохранить армянскую духовную музыку. Начиная с 19-го века при помощи этой нотописи были записаны Патараг, Шараканоц, Жамагирк, а с начала 20-го века – записаны и составлены различные сборники гусанских, национально-патриотических, городских песен, инструментальные произведения.
Система нотописи Лимонджяна и сегодня сохраняет свое практическое значение, особенно при изучении средневековой музыки. Кстати, созданная им нотопись была использована не только в армянской, но также в турецкой и ближневосточной музыке в целом, где она по сей день известна под названием Hamparsum notası – нотопись Амбарцума.