У Эльдара Александровича было тяжелое детство. Родился он в 1927 году. Отец Александр Семенович сначала служил в разведке в Китае, потом с женой Софьей (в девичестве Шустерман, но по понятным причинам в то время свои еврейские корни она не афишировала) переехал в Иран. Когда вернулся в Москву, стал начальником винного главка и на этой должности запил по-черному.
Домой иной раз в буквальном смысле приползал, а жену, которая пыталась его образумить, - бил. От такой жизни мама будущего режиссера сбежала, взяв его, трехлетнего, в охапку. Впоследствии она вышла замуж за инженера Льва Михайловича Коппа, и Эльдара воспитывал отчим.
Отца, успевшего жениться вторично и родить дочь, репрессировали и отправили в лагеря. В общей сложности он отсидел 17 лет. Спустя годы, в начале 1960-х, Александр Семенович все-таки нашел сына благодаря его фильмам. «Близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, - рассказывал потом Рязанов. - Жену и дочку он не нашел... Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации все-таки перебрался в столицу, а через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны...»
Началась Великая Отечественная война. На фронт Рязанов не попал по возрасту - был 13-летним мальчишкой. Но он навсегда запомнил пронизывающий холод и жуткий голод, который пришлось тогда пережить в эвакуации в Куйбышеве. Режиссер не мог забыть, как вместе с мальчишками искал на свалках резиновые шины, которыми топили печку, и сражался с полуметровыми крысами; как стоял в длиннющих очередях, чуть не сходя с ума от того, что нечего было есть..
-Я всю войну недоедал, поэтому потом и растолстел. Все никак не могу наесться...
А еще в эвакуации юный Эльдар пристрастился к алкоголю.
- Он притуплял чувство голода, - объяснял Рязанов. - Но однажды в 16 лет я допился до того, что чуть не умер! Врач, который меня откачал, сказал: «В этот раз повезло, но тебя смысла спасать нет. Ты ведь пить не перестанешь, значит, все равно умрешь!» Его слова так меня напугали, что 10 лет я не брал в рот спиртное вообще. Зато курить не бросал: смолил с семи лет.
- Тридцать пять годков не вынимал папиросу изо рта, - признавался Эльдар Александрович. - Так утром кашлял, что на лбу лопались сосуды!..
Вторым разрушительным фактором был постоянный стресс. В работу над своими фильмами Рязанов уходил с головой и себя не щадил - каждой картине отдавал все свои силы и знания по максимуму.
А препятствий на пути было множество. Например, когда он снял половину своего первого фильма «Карнавальная ночь», в студии «Мосфильм» собрался худсовет - посмотреть, что же там «наваял» молодой дебютант.
- Они тогда разгромили меня полностью, - вспоминал Рязанов. - И в выражениях не стеснялись. «Какая ужасная пошлость! Жаль, что половина уже снята, -уже большой перерасход средств. Придется доснять и забыть и о фильме, и о режиссере, как о кошмарном сне». Это была проверка моего характера. Я мог обидеться на всех, плюнуть и плыть «как дерьмо по течению», но я сжал зубы и решил: «Я им покажу, как снимать комедии!»
В итоге картина стала лидером проката 1956 года. И все же забыть тот худсовет Рязанов не мог до конца своей жизни. Впрочем, и в съемочной группе «Карнавальной ночи» режиссера тоже испытали на прочность.
Самая смешная история, по признанию самого Эльдара Александровича, - у музыкальной комедии «Гусарская баллада», которую он снял к 150-летию Бородинской битвы. Министр культуры Екатерина Фурцева возмутилась: почему на роль Кутузова режиссер пригласил Игоря Ильинского, при одном взгляде на которого зритель начинает смеяться?
Рязанов попытался убедить строгую чиновницу, что комедия вовсе не искажает историю Отечества, а романтизирует ее. Но та все равно требовала переснять все эпизоды с Кутузовым. Смягчилась, только когда за картину заступился Алексей Аджубей, зять генсека Никиты Хрущева.
«…в фильме «Гусарская баллада» поручик Ржевский, обращаясь к Шурочке Азаровой, говорит: «Мундир на Вас я вижу Павлоградский». А зритель не подозревает, что она в идеально сшитом мундире Сумского полка».
Больше всего досталось ленте «Человек ниоткуда», снятой еще в 1961 году. В ней глазами наивного дикаря была показана советская действительность, что не могло не задеть партийных идеологов страны. «В художественном и идейном отношении этот фильм явно не оттуда», -объявил на съезде КПСС Михаил Суслов, и картину на долгие годы положили на полку.
Впрочем, нервы режиссеру трепали не только на родине, но и заграницей. Когда Рязанов поехал в Рим снимать «Невероятные приключения итальянцев в России», он был в бешенстве от того, что в СССР заграничным актерам созданы все условия, а советским в Италии - наоборот. Поселили в дешевой гостинице, кроме того, чинили всевозможные препятствия во время съемок. Режиссер тогда заперся в своем скромном номере и сказал, что не выйдет оттуда, пока им не предоставят нормальные условия. Итальянцы вынуждены были согласиться. Рязанов умел добиваться своего, но лишь он один знал, скольких нервных клеток ему это стоило.
Съемки «Итальянцев» были сложными в том числе и из-за обилия сложных трюков. Это сейчас на компьютере нарисуют все, что угодно, а тогда летчик шесть раз сажал настоящий авиалайнер на шоссе!
За несколько лет до создания картины о современном Робине Гуде Эльдар Рязанов услышал "городскую легенду", которую и захотел воплотить на экране. Легенда рассказывала о похитителе автомобилей, который не угонял транспорт честных людей, а только тех, кому он достался нечестным способом (взяточников, расхитителей имущества, спекулянтов). А вырученные за похищенный транспорт деньги советский Робин Гуд отдавал в детские дома.
Эта история захватила режиссера, он начал искать прототипа "городской легенды", однако, его постигла неудача. Ни в одном отделении милиции Рязанову не удалось найти записей о похожих делах, "городская легенда" оказалась мифом без реальных аналогов.
Но Рязанов не отступил от своей задумки. После продолжительных баталий с Госкино, где хотели сделать главного героя не "вором", а "доносчиком", который вместо кражи автомобилей сообщает правоохранительным органам о нечестном приобретении транспорта, Рязанову все же удалось отстоять свой фильм "Берегись автомобиля", который получил благосклонность как критиков, так и зрителей.
Следующий фильм Рязанова снимался на улицах старинного украинского города Львов, который подарил картине уникальные кадры львовских улиц и домов. Картина «Старики-разбойники» стала очередным свидетельством комедийного гения Рязанова.
Помогали режиссеру создать неповторимую атмосферу в фильме не менее популярные и талантливые комедийные актеры советской эпохи: Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, Андрей Миронов и другие.
В конце 70-х годов классику новогоднего вечера «Карнавальная ночь» сменила новая картина Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром». В одной из сцен в эпизодической роли появляется сам Рязанов. Он играет роль раздраженного пассажира самолета, который отталкивает от себя Женю Лукашина, пытающегося прилечь на его плечо.
Символ Нового года в России стал одним из примеров мастерства режиссера в трагикомическом жанре.Фильм обзавелся большим количеством пародий и сиквелом, а реплики героев стали крылатыми фразами.
Практически все фильмы Рязанова устанавливали рекорды в советском прокате. Не стал исключением «Служебный роман», который собрал в кинотеатрах более 58 миллионов зрителей.
Изначально история, рассказанная в фильме, была написана для пьесы «Сослуживцы» и ставилась в театрах Москвы и Ленинграда. Но позже Рязанов решил показать свое творение большой аудитории и снял фильм, который уже несколько десятилетий радует отечественных зрителей.
В основу сатирической комедии «Гараж» легла история из жизни Эльдара Рязанова. Советский режиссер был участником гаражного кооператива «Мосфильма», и однажды они были поставлены перед фактом, что часть пайщиков должна быть исключена для освобождения земли под строительство трассы.
Поведение коллег, которое было неожиданным и парадоксальным, навеяло Рязанову идею для сценария фильма. Строительство трассы, исключение части пайщиков, непорядочное поведение людей в сложившейся ситуации – все это не было фантазией сценариста, а имело место в реальной жизни.
Еще один фильм, идею для которого Эльдар Рязанов позаимствовал из жизни. Долгое время считалось, что прототипами главных героев картины "Вокзал для двоих" стали композитор Микаэл Таривердиев и его возлюбленная актриса Людмила Максакова.
Однако, позже в программе "Следствие вели" была рассказана альтернативная версия жизненных событий, которые могли вдохновить создателя картины. Альтернативная история произошла в 1972 году в г. Петушки.
Сам Рязанов так и не рассказал, какая именно история на самом деле вдохновила его на создание культовой картины. Говоря о своем творении режиссер только поясняет, что это третий фильм о любви, который замыкает трилогию, в которую входят "Ирония судьбы" и "Служебный роман".
В новое тысячелетие Эльдар Рязанов вошел с новой искрометной картиной "Старые клячи", которая не уступает ранним работам режиссера. Фильм получил большое количество положительных рецензий, а самое главное - признание публики.
Уже для современного зрителя Рязанов старается передать мир былых лет - жизнь Советского Союза при перестройке. Реалии советских будней украшаются комедийными ситуациями.
Великий режиссер стоял у истоков комедийного жанра в России и пронес через года традиции жанра, радуя все новые и новые поколения. Так будет и дальше: наследие Эльдара Александровича еще множество десятилетий будет радовать народ с экранов телевизоров.
За последние пять лет биография Рязанова - это мучительная борьба со смертью: Он устал бороться за жизнь.
- Все, мне пора. Я больше не буду снимать фильмы. Я стар и болен. И это - самое гадкое, что происходит с человеком, если его душа все еще молода. Ну ее, такую жизнь! - говорил мастер.
Истрепанное инфарктами сердце нормально работать уже не могло - в легких скопилась жидкость. Врачи сделали прокол, однако это не спасло -в ночь на понедельник 30 ноября 2015 года сердце Эльдара Рязанова перестало биться.
Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.
Материал подготовила: Марина Галоян
В статье использован материал Евгения Строкова.