Онлайн

«… Однажды твоя жизнь превращается в коробок с только лишь обгорелыми спичками…»: Вардгес Петросян

2019-07-17 22:09 , Немного О..., 462

«… Однажды твоя жизнь превращается в коробок с только лишь обгорелыми спичками…»: Вардгес Петросян

Материал для своих книг он черпал из реальной жизни: стремится передать читателям свое неповторимое ощущение ценности каждого мгновения и вместе с тем мимолетной текучести бытия. Многие названия его произведений отражают эту авторскую тенденцию: «Незаконченные портреты», «Приоткрытые окна города», «Уравнение со многими неизвестными» и, конечно же, «Армянские эскизы». По последнему названию нетрудно догадаться, что герой нашей сегодняшней публикации Вардгес Петросян – армянский писатель, публицист, драматург общественный и политический деятель, чья жизнь трагически оборвалась в одно мгновение. В 1994 году неизвестный расстрелял писателя в упор в подъезде его собственного дома. До сегодняшнего дня неизвестен мотив этого преступления, а виновный не найден. Убийство обросло множеством слухов и домыслов, которые в этой публикации мы опустим.

«Это неправда, в мире ни от одного человека не остается никакого следа: ни на песке, не в воспоминаниях живых, ни в складках времени. Человеку остаются только прожитые годы. Более ничего…»

Вардгес Петросян по праву занимает значимое место в ряду армянских выдающихся прозаиков. Тематика творчества писателя разнообразна, и прав был литературовед Л.Мкртчян, сказавший: «Воистину, Петросяну есть дело до всего, чем живут его современники!». Писатель на протяжении всей своей творческой жизни оставался верен главной теме своего творчества — теме молодежи.

«Самому главному нас не научили. В первом классе мы прошли Азбуку, ее могли бы выучить и позже, затем учительница математики заставила нас выучить наизусть таблицу умножения… В то время как в течение жизни мы должны были постоянно заниматься разделением – расставаться с близкими, с собственными надеждами, с прожитыми годами… Выучили историю древних и новейших времен, но для чего? И почему никто не научил, как понимать печаль ближнего, как слушать тишину, как страдать… с достоинством? Оставили, чтобы все это выучили мы сами… с помощью самообразования, как говориться. А точнее говоря – самым главным вещам мы должны были научиться с помощью полученных сердечных ран. А раны оставляют шрамы… Но именно благодаря шрамом сердце и является сердцем, благодаря этим шрамам из скопища мышц сердце превращается в свидетеля прожитой нами судьбы и нашим последним собеседником…»

Будущий писатель родился 9 августа 1932 года в городе Аштараке. По окончанию средней школы поступил на факультет журналистики Ереванского государственного университета, одновременно занимаясь и политикой, в частности, вступив в ряды КПСС. Затем начал работать: сначала был ответственным секретарем одной из армянских областных газет, затем два года был литературным сотрудником ежедневной газеты «Советская Армения», после чего работал в газете «Авангард» - сначала ответственным секретарем, а затем заместителем редактора. Руководил и популярной молодежной газетой «Зов пионера», а с 1966 перешел в литературный журнал «Весна», став его главным редактором на долгие девять лет.

«Жизнь человека постепенно превращается в спичечный коробок, в котором все увеличивается число обгорелых спичек. Обгорелые спички ты можешь просто выкинуть, тогда как прожитые годы остаются. И однажды твоя жизнь превращается в коробок с только лишь обгорелыми спичками…»

Начиная с 1975 года Петросян в течение шести лет занимал пост первого секретаря Союза писателей Армении, после чего в течение семи лет занимал кресло председателя. В 1988-1994гг был председателем Фонда культуры Армении. А в 1994 году – уже в независимой Армении Петросян основал еженедельную газету «Страна Наири». Такова краткая биография и пространный «послужной список» писателя.

«И я понял, что в мире не найдешь ничего во второй раз, и захотел крикнуть: «Не теряйте, люди!»».

Примечательно, что в самом начале своей литературной деятельности Петросян выступил в качестве поэта и только потом перешел к прозе. Его первые стихи были напечатаны в 1947 году в «Зове пионера» - той самой газете, редактором которой он стал спустя годы. Но увлечение поэзией продлилось немногим более десяти лет: в 1958 году вышел сборник сочинений «Баллада о человеке», после чего нам всем стал известен прозаик Вардгес Петросян, чьи произведения, даже несмотря на то, что были написаны в совершенно иную эпоху, и сегодня не утратили своей актуальности – «Аптека «Ани», «Прожитые и непрожитые годы», «Полуоткрытые окна города», «Пустые стулья на дне рождении» и все те же «Армянские эскизы».

Боль твоя, Родина –
Из огня сорочка…
Как надену – жжет,
А сниму – умру…

Как же найти ключевое слово ко всему творчеству Вардгеса Петросяна? Единственное слово, которое приходит на ум — надежда... Поднимаются на Немую гору три давно умерших кузнеца сквозь сновидение учителя Камсаряна. «Молоты с силой опускаются на наковальню, и под их ударами растет огромный колокол. «Для Немой горы мы язык выкуем. Может, она заговорит», — говорит один из кузнецов. «А для Одинокой часовни мы замыслили иной колокол», — говорит другой. «А из чего ковать станете этот колокол?» — спрашивает во сне учитель. «Из надежд», — отвечают кузнецы»

Многие произведения Петросяна были переведены на иностранные языки, были поставлены спектакли «Тяжела шапка Гиппократа», «Последний учитель», «Прожитые и не прожитые годы», «Крик немой горы». А его самый первый роман – «Одинокая орешина» своим фильмом обессмертил Фрунзе Довлатян.

За все время своей литературной деятельности писатель был удостоен множества наград, в том числе ордена Ленина, ордена «Знак почета», государственной премии Армянской ССР, но главной его наградой была любовь читателей, неугасаемая и сегодня.

«Человек каждый день своей жизни должен проживать так, словно он последний, должен успеть сказать подлецу, что он – подлец, должен успеть ненавидеть, любить, верить. Завтра может быть поздно…».

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть