Онлайн

О том, как эпизод из жизни Микаэла Таривердиева лег в основу знаменитого фильма Рязанова и о последней любви композитора  

2019-07-16 22:14 , Минутка истории, 2564

О том, как эпизод из жизни Микаэла Таривердиева лег в основу знаменитого фильма Рязанова и о последней любви композитора

История, которую Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов положили в основу сценария известного фильма «Вокзал для двоих» 1982 года, произошла на самом деле. Прототипом главного героя был никто иной, как Микаэл Таривердиев.

Микаэл Таривердиев

Композитор Микаэл Таривердиев (арм. Միքայել Լեոնի Թարիվերդյան) написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, а также более 100 песен и романсов, 4 балета, 5 опер, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Наибольшую известность Таривердиеву принесла музыка к кинофильмам, прежде всего — «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Надо сказать, что до встречи с со своей последней любовью – музыковедом Верой – знаменитый композитор был много раз женат, и вообще — имел репутацию известного ловеласа. О нем очень точно выразился Андрей Вознесенский – «смесь Дон Жуана с Дон Кихотом». Композитор часто влюблялся, и среди его возлюбленных была известная актриса Людмила Максакова. Она и была за рулем автомобиля, когда на пустую дорогу ниоткуда выпрыгнул пьяный мужчина. Людмила не смогла затормозить и мужчина погиб. Таривердиев заявил следствию, что за рулем был он. Два года шло следствие, нервы у композитора звенели от напряжения. На последнее судебной заседание Людмила Максакова просто не пришла… Композитор получил два года условно — ему зачли время следствия.

После этой истории Микаэл Леонович долго находился в подавленном состоянии, и решил, что прийти в себя ему поможет новый вид деятельности. Он решил написать в газету «Советская культура» статью про композитора Родиона Щедрина. А помогала ему в этом сотрудница газеты по имени Вера. Таривердиеву очень понравилось, как молодая журналистка справилась со своей работой, и он пригласил ее в Вильнюс – на фестиваль симфонической музыки. Вера была очень рада — доброе отношение Таривердиев дорогого стоило. И у нее не было никаких романтических мыслей, пока они не встретились в холле гостиницы.

«Вильнюс, туман, странное ощущение, что мы знакомы давно. Ощущение страха что-то спугнуть. Желание приручить… У меня было много женщин. Осталась одна… Впервые я был не одинок. И впервые у меня появилось ощущение страха. Я никогда ничего не боялся. Так хотелось продлить ощущение радости и полета», — писал композитор в своих воспоминаниях в книге «Я просто живу».

Эту встречу в Вильнюсе они потом считали началом любви. Это было так, но в то же время и не так — Вера была замужем, и у нее был сын Вася. И Вера понимала, что от сына муж не откажется. Поэтому ее роман с Таривердиевым долго был тайным.

«Мы придумали свой мир. И закрыли его тайной. Нам было так хорошо. У нас даже Новый год свой. Еще когда мы не могли его встречать вместе, 31 декабря мы переводили все часы в доме на четыре часа вперед. Ставили видеопленку «Иронии судьбы…» и наступал Новый год. Это и был настоящий Новый год…», - из книги Веры Таривердиевой «Биография музыки»

Но и это они смогли преодолеть. Когда Вера и Микаэл Леонович поженились, Вася стал жить с ними. Таривердиев любил его, как собственного сына, и, пока мальчик не вступил в подростковый возраст, они отлично ладили.

Отношения Таривердиева и Веры многим казались слишком уж идеальными. Все 13 лет они называли друг друга на «вы», чтобы их восторженная нежность оставалась на той же высоте. И они были так поглощены друг другом, что другим в этом союзе места просто не было. Впрочем, у Микаэла была еще музыка, а Вера жила только любимым, только служением его гению.

Когда ее сыну Васе исполнилось 13 лет, он ушел жить к отцу и, разобиженный, несколько лет вовсе не разговаривал с матерью и отчимом. Карен, сын Таривердиева от первого брака, тоже постоянно держался в стороне, чувствуя себя лишним. И общего ребенка Вера и Микаэл решили не заводить — взвесили все и поняли, что хорошими родителями они никогда не будут.

Весной 1996 года Таривердиев перенес операцию на сердце. Все прошло успешно, но композитор понимал — осталось ему недолго. Однажды ночью Веру разбудила прекрасная музыка: муж играл на рояле, прощался с инструментом. В июне он умер.

В своей книге воспоминаний Вера написала:

«Он стал тем мужчиной, который меня сформировал. После него для меня другие мужчины — ненормальные. Я женщина его формата. И для меня существование в другой структуре просто невозможно».

Лента

Рекомендуем посмотреть