Все женщины знаменитого мариниста Ивана (Ованнеса) Айвазовского, о которых известно общественности, чем-то да необычны. Его первая жена — гувернантка Юлия Гревс, которая родила ему четырех дочерей. А потом покинула Айвазовского, забрав с собой детей. Второй женой художника стала армянка Анна Саркизова, а была она младше супруга почти на 40 лет. Но была еще одна женщина, которая тоже достойна упоминания. Это итальянская балерина Мария Тальони, хотя история их отношений, по сути, зиждется только лишь на легендах, но до чего же эти легенды красивы.
Мария Тальони в балете «Зефир и Флора» Шарля Луи Дидло, Альфред Эдвард Шалон, 1831г
Кто же она? Итальянка Мария Тальони — балерина, первой ставшая на пуанты. Некоторые говорят, она была удивительно некрасива собой. Другие утверждают, что она была неотразима… Петербург сходил по ней с ума. Хотя не только Петербург – она блистала во всей Европе, ее боготворили. Мария Тальони была старше Айвазовского на 13 лет.
Портрет Ивана Айвазовского (фрагмент), Алексей Тыранов, 1841г
Некоторые биографы приписывают им красивейший роман, изобилующий мелодраматическими подробностями. Карета Марии Тальони будто бы сбила в Петербурге молодого студента, взволнованная Мария помогла ему подняться, так они и познакомились. После этого Айвазовский бывал на ее выступлениях (по некоторым версиям, пригласительные прима отправляла ему сама). Снова встретились они в Венеции. Стремительное сближение, страсть, предложение руки — и отказ Марии, надолго разбивший сердце художнику.
Мария Тальони на картине неизвестного художника, 1830-е. Из коллекции Театрального музея им. А. А. Бахрушина
Впрочем, на данный момент не обнаружено никаких писем, дневниковых записей, свидетельств современников, которые подтверждали бы версию о романе Айвазовского и Тальони. Единственный «документ» — картина «Вид Венеции со стороны Лидо».
Венеция со стороны Лидо, Иван Айвазовский, 1855г
На картине «Вид Венеции со стороны Лидо» мы видим мужчину и женщину в гондоле. Они сидят рядом, женщина опустила руку в воду. Согласно главной из версий, на этом полотне Айвазовский изобразил себя и Марию Тальони.
Что касается завязавшегося в Петербурге знакомства: Мария Тальони была чрезвычайно популярна, среди ее поклонников числился сам российский император. Айвазовский же в то время, когда они якобы познакомились, был нищим студентом. Не очень понятно, как он проник в круг великосветского общения примы. Тальони, по утверждению современников, отнюдь не была бессребреницей: она всегда требовала оплату вперед, а однажды, не получив ее, просто не вышла на сцену.
Впрочем, карета знаменитой балерины вполне могла сбить безвестного в ту пору молодого человека и стать поводом для знакомства. Далее по легенде, во вторую встречу он получил билет на ее представление. После представления Мария бросила ему один из букетов, которыми ее осыпали поклонники. Когда он приехал в Италию, две картины на его выставке купила Мария… И вновь оставила билет на свое представление.
Альфред Эдвард Шалон. Балерина Мария Тальони в спектакле «Фея цветов»
Хотя нужно отметить, что биограф Айвазовского Юлия Андреева считает более вероятной версию, что познакомились они в Италии, а не Петербурге, и художник в то время уже не был нищим студентом, уже стал знаменитым маринистом. А вот романтическая история о том, что «Айвазовский убедил Академию отправить его в Венецию», потому что там же любимая, явно из ряда придуманных легенд. Поездка за границу была отнюдь не выпрошена им, а явилась закономерным результатом получения художником Золотой медали за написанную для Академической выставки картину «Штиль» и другие марины.
Автопортрет, Иван Айвазовский, 1892г
Легенда «в Венеции они жили вместе» звучит прекрасно, особенно если представить, как утром она репетировала, он писал картины, а вечером они предавались любови на фоне великолепной Венеции. Примерно такую идиллическую картину нам рисуют в биографиях, излагающих эту концепцию.
Между тем, доподлинно известно, что в Венеции Айвазовский снимал квартиру вместе с Василием Штернбергом. Хотя это вовсе не повод утверждать, что художник всегда ночевал именно в ней. А вот в красивейшей истории о том, что после отказа Марии выйти за него замуж Айвазовский оставил ей дарственную на «роскошный палаццо» (такая версия очень популярна в сетевых историях об Айвазовском) мы не можем не усомниться. Да, Айвазовский в Италии действительно делал стремительные успехи и жил уже не только на пенсион Академии, однако на «палаццо в Италии» он к тому времени еще явно не заработал.
Одна из легенд, связанных с историей их любви, рассказывает, что на прощание Мария подарила Айвазовскому розовую балетку, сказав, что именно эта балетка – то есть ее страсть к танцу, которая оказалась сильнее любви к мужчине – их разлучила. Художник всю свою жизнь хранил подарок, а после его смерти его жена Анна первым делом ее сожгла.
А еще говорят, что каждый год до самой смерти Айвазовского в Вербное воскресенье ему приносили букет ландышей — такова была воля Марии Тальони.
Мария Тальони закончила выступать в 1847 году, а прожила до 1889 года. После завершения балетной карьеры она обосновалась на вилле в Италии. Считается, что за отправкой ландышей Айвазовскому после смерти балерины следила ее дочь, жена графа Александра Васильевича Трубецкого. Роман с этим же Трубецким был ранее и у самой Тальони, она даже родила от графа сына. Отцом же ее дочери был граф де Вузан, за которого Тальони вышла замуж еще 1832-ом году.
Мы, конечно же, уже не узнаем, как все происходило на самом деле, что есть правда, а что – вымысел. Доподлинно известно, что ловеласом Айвазовский не был, чем немало огорчал очарованных его внешностью, обаянием, успехом и талантом барышень. Но эта история любви в любом случае имеет право на существование.
Материал подготовила: Тамара Хачатрян